Ребенок не хочет учиться
В написании статьи участвовал(а)
Сальникова Алла Владимировна
Реабилитолог, Невролог
Всем известна ситуация, когда ребенок не хочет ничему учиться. Он приходит в школу, отсиживает положенное время, приходит домой и без удовольствия садится за уроки. Взгляд потухший, стремлений нет. А ведь раньше подобного не было. Родители приводили своих детей в школу, а те посещали занятия. Да, прогулы и вызов к директору на ковер были во все времена. Но почему одни первоклассники с удовольствием ходят в школу и старательно там занимаются, а другие не хотят учиться? Как сделать, чтобы ребенок хотел учиться? Как родителям мотивировать ребенка на учебу? Неужели придется постоянно ходить с «кнутом и пряником», чтобы из сына или дочери вышел толк?
«Не хочу учиться, а хочу…»
Бороться с такими малышами нельзя. Это лишь больше разрушит их внутренне. Да и в школьной жизни они начнут нарушать дисциплину, не будут слушаться замечаний учителей, а также попытаются не выделяться из общей толпы. В умах родителей начинает закрадываться мысль, что их дети постепенно становятся лентяями.
Если оказывается давление на школьника, к примеру, его лишают просмотра телевизора или сладостей, то он начнет постепенно замыкаться в себе. У таких детей падает самооценка, а желание узнать что-то новое вовсе пропадает. Единственной его целью будет сделать так, чтобы от него отстали, а внешне становится непонятно, почему ребенок не хочет учиться.
Многие родители начинают задумываться над тем, почему современные дети не хотят учиться. Вывод напрашивается один — им хочется развлекаться. Ну а как быть с развитием? Специалисты нашего Центра помогут наладить общение с детьми, а также привить вновь им любовь к новым знаниям.
Почему дети не горят желанием учиться?
Родители должны получить ответ на вопрос: «Почему дети не хотят учиться в школе?». На это есть два обоснованных ответа. Каждый из них способен объяснить причины того, что детям дается сложно осознать необходимость образовательного процесса:
- Ответственность за образовательный процесс ребенка лежит полностью на его родителях. Речь идет о том, что взрослые стараются максимально отгородить детей от неприятностей, старательно контролируя каждый их шаг. От мамы зависит, возьмет ли ее сын учебник по математике или забудет. Папа отвечает за домашнюю работу, а вот на плечи первоклассника или ученика средней школы не ложится ровным счетом ничего. Поэтому у таких детей складывается впечатление, что это не он ходит в школу, а родители.
- Гиперактивность. Из-за особенности в развитии нервной системы такие дети являются весьма активными и энергичными. Это мешает им усваивать новый учебный материал. В результате — замечания от педагогов, плохие отметки и нежелание вновь появляться в стенах школы. Именно поэтому ребенок совсем не хочет учиться.
Как же научить ребенка хотеть учиться? Для этого родителям следует понять, как мотивировать ребенка на учебу. Обратимся к советам психологов:
- Не стоит насильно заставлять малыша учить уроки и делать домашние задания. От этого будет лишь противоположный результат. Лучшее решение — доверительная беседа, в ходе которой объясняется значимость обучения.
- Родителям следует хвалить малыша. Пусть это будет самая обычная мелочь, но ведь для ребенка это уже может являться достижением.
- Взрослым нужно показывать детям, что учеба — не нудное времяпрепровождение, а интересное занятие. К примеру, мама с ребенком изучают новый материал по географии.
Все возможно, главное родителям — научиться радоваться за малыша, за его успехи и показывать на собственном примере, как классно ходить в школу.
Несмотря на все старания, ребенок может приносить плохие отметки. Среди причин плохой успеваемости можно выделить:
- Отсутствие смысла. Например, если в семье нет финансовых проблем, а ребенок в курсе, что папа сможет устроить ему место в университете. Следовательно, у него нет стимула учиться. Он априори поступит в лучший вуз, займет после его окончания хорошую должность. В этой ситуации важно объяснять детям, что деньги родителей не являются «золотым билетом» в жизни.
- На ребенке висит «отрицательный ярлык». Если взрослые постоянно ругают мальчика или девочку, говорят, что у него ничего не получится, то ребенок понимает, что ему не нужно стараться, так как заранее настраивает себя на то, что обречен на неудачи.
- Стрессовые ситуации. Когда в семье возникают частые скандалы, то для привлечения внимания в свою сторону детям приходится приносить из школы плохие оценки. Кроме того, дети стараются ругаться с педагогами, чтобы мама или папа сблизились в решении насущной проблемы.
Ребенок не хочет ничему учиться, причем данное нежелание может возникать как в начальной школе, так и в старших классах.
В случае если ребенок не хочет учиться уже в младших классах, могут пригодиться советы психолога:
- Перед школой родителям нужно обязательно обнимать ребенка и говорить ему хорошие слова.
- В рюкзаке ребенок может хранить небольшую семейную фотографию, которая поможет ему справиться с расставанием.
- В первое время малышам можно брать с собой в школу свою любимую игрушку. Не стоит лишать его такой возможности.
- Не следует забывать о социальных играх, к примеру, в школу. Это поможет ребенку адаптироваться.
- Не забывать регулярно интересоваться тем, что волнует сына или дочь, а также давать им ценные советы.
- В случае если ребенок не хочет учиться, выявить причины могут помочь его педагоги. К примеру, родителям стоит посетить школу и узнать от них о поведении малыша. Может быть, учителя подскажут, как быть с ребенком, чтобы привить ему любовь к получению знаний.
В старшей школе проблемы с учебой у детей возникают из-за всплеска гормонов. Поэтому психологи рекомендуют:
- Рассказывать старшекласснику о значимости образования. Показать на собственном примере, что учиться — это необходимость и путь к хорошей должности.
- Когда дети отдаляются от родителей в этом возрасте, не стоит навязывать им свое общество. Задача родителей на этом этапе — отойти на второй план, но держать ситуацию под контролем. Ненароком спрашивать вечером подростка о прошедшем дне, спокойно реагировать на его истерики, но не давать ему «сесть на шею».
Если руководствоваться указанными советами, то действительно удастся понять, как вернуть у ребенка интерес к учебе. Только взрослым нельзя давить на детей, а стараться действовать максимально аккуратно.
Как быть родителям: «инструкция по применению»
«Ребенок не хочет учиться, что делать?» — основной запрос родителей в поисковиках. Во-первых, не стоит давить и говорить лишь о том, что именно родительское мнение ценнее, чем решение ребенка перестать учиться. Взрослым нужно дать понять ребенку, что вне зависимости от его решения и действий они всегда будут с ним рядом. Они должны стать для малыша или старшеклассника другом, опорой и крепким плечом. Важно говорить о том, что двойка по математике никак не отразится на любви родителей к своему ребенку.
Во-вторых, если ребенок не хочет учиться, а как заставить, мама или папа не знают, можно обратиться за помощью. Один из вариантов — Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр». Здесь взрослым подскажут методы и способы выхода на доверительные отношения с сыном или дочерью, а также проконсультируют по иным вопросам.
Отличный вариант — помощь в разрешении клипового мышления у детей. Дело в том, что у маленьких граждан есть собственный яркий мир. Окружение же свое они не могут воспринимать иначе, поэтому психологи и говорят, что у детей есть только «черное и белое», а середина отсутствуют. Родителям важно понять, как клиповое мышление поможет детям решить проблему неуспеваемости.
Как еще научить ребенка хотеть учиться? Для этого важно замотивировать детей к обучению. Делать это необходимо при первых признаках нежелания идти в школу.
Итак, чтобы повысить мотивацию у школьника, требуется вместе с ним поставить вполне конкретную цель. К примеру, это может быть работа по исправлению двойки по русскому языку или полностью приготовленное домашнее задание.
Когда у ребенка формируется цель, то следует учесть реально действующие и актуальные для него мотивы. Например, выполнить хорошо домашнюю работу ему необходимо, чтобы стать лучшим в классе, попасть в сборную по футболу, купить что-то нужное. Первый этап является самым значимым, и только здесь можно использовать метод мотивации через подкуп. Затем, особенно в процессе взросления, такой вариант помощи не будет иметь результата.
Как только цель поставлена, взрослые должны проконтролировать, но не навязчиво, ее достижение. К примеру, задавать вопросы по домашнему заданию. При изменении мотива происходит его превращение в цель — успевать в школе. В этом случае задачей родителей становится не «прогнать» любовь к знаниям, а подкреплять ее возрастающий интерес. Например, можно организовать поездку в знаковое для ребенка место.
Развитие интереса ребенка к школе должно происходить в удобной для обеих сторон форме. Только через познание себя, отражение работы родителей будет достигнуто максимально быстро.
Мама и папа не должны сравнивать детей ни с кем в семейном окружении или среди друзей. Как только происходит обсуждение, к примеру, что соседский мальчишка окончил третий класс без троек, а девочка на лестничной площадке имеет медаль за окончание школы, то школьник перестает стараться учиться. Процесс будет идти через нежелание вписываться в общеустановленные каноны. Кроме того, детям сложно переживать тот факт, что их мама и папа восхищаются заслугами других. Оценивать стоит работу школьника по результатам его личных достижений. В этом случае как нельзя лучше поможет налаживание контакта с педагогами.
Чтобы привить интерес к школе, следует сделать малыша первооткрывателем. Если продемонстрировать, что добывание новых знаний является интересным занятием, то вскоре можно получить эффект.
На плечи родителей ложится серьезная ответственность: быть другом и соратником, но не переставать контролировать поведение и действия своих детей. Вряд ли кто-то захочет смотреть, как его малыш постепенно теряет интерес к жизни, обучению, не хочет ни к чему стремиться. Поэтому не стоит опускать руки, если родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание учиться. Возможно, она носит «сезонный характер» и требуется помощь специалистов. А может быть, достаточно просто войти в положение школьника, дать ему пропустить изучение неинтересного материала. В этом случае нужно стать героем — дети начнут равняться на лучший пример, следовательно, прислушиваться к мнению родителей.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также
«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве
Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.
Телефон
Эл. почта
Адреса
М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1
М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3
М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108