Ребенок дерется — что делать?

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Что делать, если ребенок дерется? Ситуация является достаточно распространенной, агрессия у дошкольников может проявляться по отношению к родителям и сверстникам. Часто от неадекватного поведения малышей страдают воспитатели, обращаются к родителям с просьбой: как-то повлиять на свои чада. Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» помогает решать комплексные задачи при возникновении психологических проблем в раннем возрасте.

Причины

Если ребенок начал драться, то причин для этого может быть несколько. Маленький человек активно воспринимает любую информацию, перенимает поведение близких людей. Таким образом, складывается алгоритм взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. В основе находится два фактора:

  1. Копирование поведенческих шаблонов из внешнего мира (разговор, отношение к людям и т.п.).
  2. Накопление жизненного опыта, формирование собственной жизненной позиции.

Например, ребенок дерется с родителями. Причиной здесь может быть недружелюбная манера общения между родственниками в кругу семьи. В итоге малыш начинает драться, например, в детском саду или на игровой площадке.

Когда ребенок постоянно дерется, то это подтверждает, что у него отсутствуют навыки нормальной социальной коммуникации. Жизненный опыт у детей минимальный, нет практики установления человеческих контактов, неизбежно возникают различные казусы.

Наука о поведенческих подходах (бихевиоризм) описывает схожие ситуации по схеме S-R-Q, структура такая:

  1. S — стимул.
  2. R — реакция.
  3. Q — результат.

Пример:

Рассмотрим стандартную жизненную ситуацию: трехлетнему имениннику подарили большую красивую пожарную машинку, с ней он пришел в детский сад. Многие дети заинтересовались игрушкой, кому-то захотелось взять ее и поиграть. Без спроса они берут вещь, тогда ребенок дерется со сверстниками, так как не умеет договариваться со сверстниками, выстраивать взаимоотношения. Обладая навыками коммуникабельности, малыш решает конфликтные ситуации.

Бывает, что маленький человек имеет замкнутый характер; играя с любимой игрушкой, он никому ее не дает. Возникает почва для конфликта, схема такая:

  • стимул — желание позаимствовать машинку;
  • реакция — беру и играю, либо отнимаю;
  • результат — делаю попытку, проявляют агрессию.

Если удается у него отнять игрушку, то формируется и закрепляется соответствующий опыт. Если происходит так, что дети дерутся между собой, то это выражение несогласия, что без спроса пользуются вещью. Тогда «записывается» соответствующая модель, которая выглядит так: только агрессивно отстаивая свои права на владение имуществом, можно его сохранить.

Если ребенок стал драться, то это часто является доказательством продолжения социальных взаимоотношений, только другими средствами. В этом случае формируется манера поведения, которая может проявляться на протяжении всей жизни.

Чтобы провести коррекцию, необходимо запастись выдержкой и терпением. Требуются в такой ситуации:

  • спокойный тон;
  • аргументированный разговор;
  • уважительное отношение;
  • глубинное осознание происходящих процессов.

Без всего этого любые педагогические усилия не приносят результатов.

Однако, что же делать в той ситуации, когда ребенок сильно дерется. При этом важно целенаправленно проводить следующие мероприятия:

  1. Учет индивидуальных потребностей малыша.
  2. Выстраивание графика общения.
  3. Продвижение идеи справедливости (она должна превалировать).
  4. Расшифровка и обсуждение эмоциональной атмосферы.

Принятые меры приводят обычно к действенным результатам.

Причины конфликтов

Поведение воспитателя может стать эффективным средством воздействия и закладки основ поведения. Это один из самых простых и действенных способов, как объяснить ребенку, что нельзя драться.

В группе детского сада споры между малышами ежедневно перерастают в потасовки. Говорит это о том, что возникают регулярно ситуации, которые не решаются в положительном ключе. Стандартные мотивы:

  • ревность;
  • привлечение к себе внимание родителей и воспитателей;
  • завышенные потребности;
  • попытка доминировать;
  • борьба за любовь взрослых;
  • соперничество;
  • разделение «имущества»;
  • выплеск негативной энергии «от скуки».

Методики

Есть отработанные технологии по тематике: ребенок дерется, как реагировать. Дети дерутся, вмешательство в этом случае допускается при возникновении критической ситуации. Простой громкий спор — это тривиальная манера общения. Часто энергия у детишек бурлит, аргументированный «взрослый» разговор априори невозможен. Дело доходит до того, что они начинают мутузить друг друга. В таких ситуациях иногда необходимо вмешиваться в конфликт.

В этом случае следует разобраться в общей ситуации, выяснить причины. С каждым малышом надо пообщаться по отдельности, понять аргументы, которыми он руководствуется. Главное в этом деле — не наказание, а урок: как и какими методами лучше преодолеть конфликт.

Умение понять свою неправоту и извиниться дорогого стоит. Человек в раннем возрасте учится обычно осознавать свои ошибки, разрабатывать самостоятельно пути решения проблемы. Такой подход помогает в дальнейшем правильно выстраивать собственную жизнь.

Перенаправление энергетического заряда

Дерущиеся дети в семье подтверждают факт: возникла необходимость трансформировать их энергию в мирное русло. Необходимо организовать полезную интересную деятельность или занять малышей играми. Прогулки или спортивные упражнения на свежем воздухе также помогают не создавать конфликтов. Энергия находит «мирные формы», дети устанавливают общение друг с другом.

Например, дети могут владеть общими большими игрушками (конструктор «Лего», набор пластилина или фломастеров). У каждого малыша должно быть личное пространство (столик или уголок), где он может побыть наедине с собой. Он может рисовать картинки или лепить из пластилина какую-нибудь фигурку

Дети нуждаются также во внимании, взрослые ежедневно должны уделять их воспитанию хотя бы полчаса личного времени. Чтобы решить задачу, как отучить ребенка драться, необходимо:

  • найти правильный выход из ситуации;
  • проанализировать причины;
  • проанализировать несколько вариантов улучшения ситуации;
  • заложить основы действий, которые позволят избежать негативных сценариев в будущем.

Нельзя жестко запрещать ссоры — отрицательная энергия будет аккумулироваться. Рано или поздно она будет бессознательно выплескиваться на окружающих. В этом случае могут возникнуть серьезные вопросы из серии: почему ребенок бьет родителей.

Часто совершается еще одна ошибка: детей заставляют любить друг друга в период раздражения или даже гнева. Такую задачу невозможно решить прямолинейно, действовать надо исподволь, запастись при этом терпением.

Просто произносить фразу: «дети должны любить друг друга» — недостаточно. Словосочетание станет через короткое время бессмысленной мантрой, которая будет генерировать только отрицательные эмоции. Тогда со временем может возникнуть актуальная тема: что делать, если ребенок бьет маму.

При поддержании в семье атмосферы любви и уважения, все обиды нивелируются.

Близкие люди рано или поздно найдут добрые слова, будут беречь друг друга.

Недопустимые действия необходимо запрещать, среди таковых:

  • бить по лицу;
  • использовать тяжелые или колющие предметы;
  • обливать кипятком или чернилами;
  • рвать или резать одежду и т.п.

Малыш не понимает, что он может нанести серьезный вред здоровью своего сверстника.

Каждый ребенок — уникальная индивидуальность

Каждый малыш должен почувствовать, что он является уникальной личностью. Поэтому не будет возникать в этом случае вопроса: почему ребенок дерется без причины. Чем больше возникает взаимоуважения и желания понять друг друга, тем проще избегать конфликтов.

Общие игры и решение различных задач объединяют и делают детей союзниками. В качестве примеров:

  1. Совместные тренировки в спортивных секциях.
  2. Пение и конкурсы.
  3. Постановка театрального представления.
  4. Разучивание песен.

Специалисты центра «НейроСпектр» рекомендуют: чтобы дети меньше конфликтовали друг с другом, следует придерживаться графика, где будет время на еду, сон, отдых, игры, прогулки. Системный подход резко сокращает причины возникновения конфликтных ситуаций.

Также важно осознавать психологические мотивы, которые могут возникнуть, научиться «владеть ситуацией» — это настоящее искусство, ему учатся ежедневно.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Ермакова Елена Николаевна

Невролог, Реабилитолог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов