Как действует ИКТ в работе логопеда

В написании статьи участвовал(а)

Ермакова Елена Николаевна

Невролог, Реабилитолог

Дети с патологиями речевого развития нуждаются в современных эффективных технологиях обучения. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в работе логопеда — это совокупность технологий, которые облегчают восприятие учебного материала посредством включения наглядности, звукового сопровождения и интерактивного компонента. Такие методики способствуют развитию стойкого интереса к коррекционным сеансам. Использование ИКТ логопедом-дефектологом предотвращает перегрузку дошкольников и предупреждает раннее появление у них признаков утомления. В нашем Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» при восстановлении функций мозга у детей мы объединяем усилия врачей и специалистов по функциональному развитию, которые используют различные активизирующие методики, чтобы помочь детям развить свои способности.

Методика внедрения в дефектологическую практику компьютерных технологий

Использование ИКТ в работе логопеда повышает результативность речевой коррекции. Интерактивные методы применяются специалистом в групповом или индивидуальном формате. Следуя принципам здоровьесбережения, при проведении обучения с информационно-коммуникационными фрагментами педагог-дефектолог придерживается следующих правил:

  • соблюдение техники безопасности при допуске воспитанников к оргтехнике;
  • применение современного мультимедийного оборудования для демонстрации дидактических материалов;
  • применение электронно-вычислительной техники не чаще двух раз в неделю и не дольше десяти минут;
  • проведение профилактической гимнастики для глаз.

Результативность использования инновационных компьютерных методик обусловлена активацией всех анализаторов организма и повышением самоконтроля над действиями. Метод визуализации в коррекционно-развивающей деятельности стимулирует работу компенсаторных механизмов. Яркие образы помогают удерживать детское внимание на теме занятия, вызывая познавательную активность. Привлекательный формат предъявления информации ускоряет процесс запоминания детьми содержания учебного материала.

Как помогает детям с различными нарушениями

ИКТ являются эффективным инструментом для индивидуальной работы с детьми с различными неврологическими и психоречевыми проблемами, помогая им в развитии навыков и улучшении качества жизни. Применяются для детей со следующими диагнозами:

  • аутизм — используются специальные приложения и программы для обучения детей социальным навыкам, коммуникации и самостоятельности;
  • задержка речи — используются приложения для развития и улучшения речи, усвоения звуков и слов;
  • дислексия — применяются специальные программы для тренировки чтения и письма;
  • различные дефекты речи — приложения используются для обучения правильной артикуляции звуков и слов;
  • нарушения внимания и концентрации — предлагаются программы для тренировки памяти, внимания и улучшения когнитивных функций.

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми с различными неврологическими и психречевыми нарушениями речи значительно улучшает эффективность обучения и реабилитации. Основные преимущества:

  • индивидуализация и адаптация программ обучения под каждого малыша;
  • визуализация и аудиализация информации для лучшего понимания и восприятия;
  • мотивация и заинтересованность — ускоряет достижение поставленных целей;

Последующие мониторинг и оценка прогресса позволяют логопедам-дефектологам клиник детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» анализировать достижения пациентов и корректировать программы обучения. Диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения.

В какие виды деятельности допустимо вставлять ИКТ

Мультимедийные технологии уместно включать при обучении детей артикуляционной гимнастике. Наглядность помогает дошкольникам запомнить правильный порядок выполнения упражнений, направленных на развитие артикуляционных мышц. Звуковое сопровождение в программном обеспечении предоставляет ребенку эталонное звучание фонем и их сочетаний.

Дидактический материал мультимедийных программ составлен в виде игры, где дошкольнику предлагается отыскивать изображения предметов, в названиях которых есть заданный звук. Такие игры развивают не только фонематический слух и логическое мышление дошкольников, но и произвольное внимание и умение работать по предложенной инструкции с соблюдением всех правил. При выполнении таких заданий у дошкольников формируются навыки самоконтроля, развивается сила воли, выдержка и терпеливость. Примерами служат следующие упражнения:

  • послушай фразу и найди в ней согласный звук;
  • раздели картинки на группы по признаку расположения в названиях изображенных предметов нужного звука (фонема стоит в начале слова, в середине или в конце);
  • сосчитай фонемы.

Регулярные занятия с мультимедийным интерактивным тренажером способствуют автоматизации четкого произношения и формированию правильной звуковой структуры речи.

ИКТ становятся незаменимым помощником педагога-дефектолога на этапе подготовки старших дошкольников к школьному обучению. Функционал современного программного обеспечения способствует быстрому запоминанию детьми лексико-грамматических основ языка. Интерактивные задания способствуют расширению активного словарного запаса, совершенствованию навыков связной речи, которые являются фундаментальной базой при овладении детьми младшего школьного возраста навыками пересказа художественных текстов.

Игры со слогами, которые педагог проводит с использованием ИКТ, помогают детям научиться читать по слогам. При этом яркие картинки, голос диктора и включение в наглядность сказочных героев вызывают у детей неподдельный интерес к чтению. Поощрение диктора и восторг сказочных персонажей, которым ребенок «помог» справиться с трудным заданием, стимулируют малыша к новым достижениям и победам.

Как проходит подготовка к школьному обучению с использованием ИКТ

Компьютерные игры в логопедической практике при решении задачи подготовки дошкольников к овладению школьной программой направлены на соединение графических начертаний букв с их звучанием. Такие игры включают короткие тексты, в которых детям предлагается найти определенную букву, творческие задания, предполагающие конструирование детьми буквы из различных элементов. При этом создаются возможности для развития мелкой моторики, сосредоточенности, зрительной и слуховой памяти, усидчивости, эмпатии.

Преимуществами использования программного обеспечения в логопедической практике является создание ситуаций сотрудничества детей. Групповой формат способствует формированию у детей навыков работы в команде.

Так как интерактивные игры очень нравятся детям дошкольного возраста, они повышают мотивацию воспитанников детского сада к овладению основами грамоты. Повышенный познавательный интерес способствует лучшему усвоению материала, так как дидактические мультимедийные пособия опираются на преобладающее в этом периоде онтогенеза наглядно-образное мышление. Игровой формат занятий и возможность проявлять креативность создают нужный рабочий настрой у дошкольников.

Как показывает опыт специалистов наших клиник «НейроСпектр», умелое сочетание словесных и наглядных методов и приемов работы обеспечивает успех в развитии речевых навыков и преодолении логопедических проблем. Возможности современных компьютеров позволяют специалистам, занимающимся проблемами речевого развития детей дошкольного возраста, оперативно справляться с логопедическими диагнозами.

После курса занятий с использованием ИКТ дети успешно социализируются, проявляют интерес к учебному материалу, активно участвуют в коллективных формах работы и уверенно вступают в диалоги со сверстниками и взрослыми. Психологи отмечают, что именно развитые коммуникативные навыки играют решающую роль в профилактике школьных трудностей. Развитая речь и правильное произношение — залог безошибочного письма и беглого чтения. ИКТ зарекомендовали себя как эффективные средства обучения, которые при умелом использовании и соблюдении правил техники безопасности становятся востребованным инструментом квалифицированных логопедов и дефектологов.

Благодаря своевременному применению методов активации мозга и глубокому пониманию специалистами нашего Центра всех процессов, которые привели к нарушениям в развитии центральной нервной системы ребенка, нам удалось разработать высокоэффективный алгоритм воздействия. Этот алгоритм способствует восстановлению нормальной работы мозга и помогает детям преодолеть возникшие трудности.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Сальникова Алла Владимировна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов