Причины нарушений и развитие психомоторики у детей

В написании статьи участвовал(а)

Кожевников Алексей Вадимович

Реабилитолог, Невролог

Развитие психомоторики у каждого ребенка происходит индивидуальным образом, но существуют признаки, по которым можно определить нарушения в процессах формирования основных функций. Например, темповая задержка психомоторного развития связана с возрастными особенностями и наблюдается у малыша, даже когда не сопровождается заболеваниями головного мозга или симптомами неврологического характера. Зато тяжелая форма часто возникает из-за других заболеваний, включая центральную нервную, эндокринную системы, нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта и чаще всего сопровождается нарушением функционального развития центральной нервной системы в целом. Нарушение психомоторики у детей предполагает комплексный медико-педагогический подход к коррекции. Фундаментом коррекции является биомедицинская терапия, направленная на восстановление правильных обменных процессов в центральной нервной системе, являющихся причиной нарушения правильного функционального развития мозга. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в Клинике детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей, а также специалистов в области функционального развития.

Что указывает на задержку развития психомоторики

Психомоторика является основой для успешного выполнения многих повседневных задач, таких как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, а также для профессиональной деятельности в таких отраслях, как спорт, музыка, танцы и др. А задержка психомоторного развития — это признак, который фокусируется в первую очередь на эмоционально-когнитивной сфере и относится к ментальной области. Для того чтобы наверняка убедиться, что малыш развивается с задержкой, родителям рекомендуется обратить внимание на следующие признаки:

  • медленное достижение определенных моторных навыков: ребенок намного позже, чем его сверстники, начинает садиться, ползать, ходить или развивать другие двигательные навыки;
  • затруднения в мелкой моторике: проявляется с выполнением мелких движений, таких как пользование ложкой, застегивание пуговиц, обувание и др.;
  • психомоторика умственно отсталых детей: связано с отставанием в когнитивном развитии, когда некоторым детям сложно сосредоточиться, следовать инструкциям, обрабатывать информацию во время выполнения задачи, требующей сбалансированных движений;
  • проблемы с балансом и координацией: трудности с поддержанием равновесия и координацией движений, свидетельствует о проблемах в развитии нервной системы и мускулатуры;
  • поведенческие проблемы: трудности с контролем своих эмоций и движений, проявление агрессии (вне зависимости от возрастных особенностей);
  • понимание обращенной речи.

Родители и учителя — первые, кто обнаруживают признаки задержки развития психомоторики у детей. Если они замечают подобные проблемы, нужно обратиться к педиатру или детскому психологу для оценки и поддержки ребенка. Раннее выявление задержки развития психомоторики поможет детям быстрее преодолеть эти трудности.

Почему происходит такое

Задержка психомоторного развития проявляется в отставании ребенка от возрастных норм по физическим, психическим и моторным функциям. У детей проблемы с психомоторикой возникают по разным причинам, наиболее распространенные среди них:

  • генетические факторы — наследственная предрасположенность, например, дети с синдромом Дауна;
  • недостаточное функциональное развитие областей мозга, отвечающих за координацию движений и обработку информации, например, психомоторика у детей с аутизмом нарушена из-за особенностей неврологического характера;
  • недоношенность: нервная система таких малышей недостаточно зрелая для выполнения сложных движений;
  • травмы — например, травма головы или асфиксия способны повлиять на развитие психомоторных навыков;
  • недостаточная физическая активность — приводит к ослаблению мышц и недостаточной развитости психомоторики.

Любая из перечисленных причин — повод безотлагательно обратиться за помощью к специалистам для своевременной диагностики и оказания необходимой профессиональной помощи. Ранняя медицинская или педагогическая интервенция и повсеместная психологическая поддержка помогут ребенку преодолеть проблемы и достичь оптимального психомоторного развития.

Как диагностируется нарушение

В нашей клинике диагностика у специалиста проводится с помощью различных методов и инструментов. Она начинается с наблюдения за поведением ребенка как в обычной жизнедеятельности, так и во время специально организованных игровых и обучающих заданий. Также используются тесты и опросники, которые позволяют оценить уровень развития психомоторики у детей с нарушениями речи, координации движений, осознанности своего тела и пространства, иных психических функций, например, внимания, памяти, мышления.

Оценка уровня развития психомоторики может быть осуществлена с помощью различных методик и тестов, которые позволяют оценить координацию движений, моторную активность, быстроту реакции, точность выполнения заданий и другие параметры. Совокупность всех данных исследования помогает определить наличие нарушений, их характер и степень выраженности, выбрать наиболее эффективные методы коррекции.

Какая коррекционная работа проводится

Коррекционная программа основана на особенностях эмоциональной и познавательной активности ребенка, включает в себя организацию практических, музыкально-ритмических занятий, конструирование, различные игры и упражнения. Логопеды и психологи нашей клиники используют различные методики для стимуляции речевой активности и навыков межличностного общения, заключающиеся в воздействии на слуховой, зрительный и тактильный анализаторы, связанные с двигательным, речевым и другими областями центральной нервной системы.

Логопедическая коррекция

Включает в себя специальные занятия, направленные на развитие артикуляции, слухового восприятия, понимания речи и активного общения. Рукам, как первичным органам осязания, отводится первостепенное внимание и для разработки мелкой моторики в нашей клинике разработаны следующие упражнения:

  • рисование пальцем или «кисточкой» из бумаги;
  • лепка из пластилина или глины;
  • собирание пазлов;
  • игры с конструкторами;
  • сортировка мелких пуговиц, камешков, бусин и т. д.
  • самомассаж кистей и гимнастика пальцев.

Для активизации эмоционально-волевой сферы используются следующие методы:

  • арт-терапия;
  • сказкотерапия;
  • игровая терапия.

Физическая реабилитация

Программа включает в себя специально разработанные упражнения и тренировки, направленные на развитие моторики, координации движений и силы мышц, проводятся под наблюдением специалистов и адаптируются к конкретным потребностям каждого ребенка.

Психологическая коррекция

Психологическая поддержка и специальные техники помогают ребенку развивать эмоциональную стабильность, улучшать самооценку и совершенствовать навыки социальной адаптации.

Наряду со всем перечисленным, в рамках коррекции необходимо осуществлять регулярный медицинский контроль. Систематические консультации и согласованная работа помогут ребенку преодолеть проблемы и достичь полноценного развития. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашей клиники процессов, которые вызвали и мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, сформировали мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов