Постановка звука «Р»: с чего начать

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Очень часто родителей волнует вопрос, как поставить ребенку звук «р». Формируется он позже всех других звуков, поэтому легко упустить признаки появившегося дефекта, продолжая надеяться, что рано или поздно все получится само. Но нужно понимать, что более четверти всех нарушений речи приходятся на так называемую картавость.

Дрожащие согласные (звуки-вибранты) ребенок в норме не выговаривает до пяти-шести лет. Но внимательные родители могут и раньше заметить проблемы и провести коррекционную работу. Обычно раннее нарушение состоит в попытках произносить звук с нарушением артикуляции, а не с заменой на «л» или «в». Специалисты нашего Центра советуют в таких случаях пройти консультацию у профессионального логопеда.

Почему дети неправильно проговаривают вибрант

Занимаясь постановкой произношения сложного в техническом плане звука «р», дефектологи выявляют причины проблемы. Иногда они настолько глубоки, что требуют оперативного вмешательства. Большинство нарушений носят анатомический характер. Но возможно и обычное подражание взрослым или другим детям, искажающим звук во время общения в детском саду. Даже с приобретенной благодаря повторению чужих ошибок картавостью невозможно справиться без грамотной организации логопедических занятий.

Планируя меры для постановки звука «р», логопед прежде всего должен понять, из-за чего возникло неправильное произношение. Анатомически это могут быть:

  • проблемы с уздечкой;
  • большой или узкий язык;
  • зауженная челюсть;
  • неправильный прикус;
  • дефекты неба;
  • слабая мышечная система;
  • недостаток зубов;
  • аномалии слух.

Работа над постановкой звука «р» проводится поэтапно. Чтобы добиться положительной динамики, необходимо начать занятия как можно раньше. Только тогда удастся быстро и с минимальными усилиями научить малыша правильно говорить.

Из каких этапов складывается коррекционная работа

Весь цикл мер укладывается в четыре этапа.

На первом логопед определяет, с каким дефектом придется работать. После этого ребенку прививаются навыки постановки звука, которые заключаются в упражнениях на развитие артикуляции. Для этого малыша нужно познакомить с частями языка, чтобы он понимал, что от него требуется.

Второй этап — постановка звука «р», в которой логопедия использует различные методы, от подражания и механического повторения до гимнастики.

На третьем этапе дети начинают проговаривать отдельные слоги, слова, фразы, скороговорки, с вариациями ударений. Это делается для закрепления навыка на уровне автоматизма.

Четвертым, последним этапом, звук вводится в повседневную речь. При регулярных занятиях, которые проводятся два раза в неделю с логопедом и закрепляются в домашних условиях, устойчивый эффект формируется за 25–60 дней. В особо тяжелых случаях приходится заниматься до года.

Как выглядит коррекционная программа

Существуют разные виды нарушения, поэтому и способов, которыми пользуются дефектологи для постановки звука «р» несколько. Но есть и общие упражнения, которые помогают маленьким пациентам независимо от причины неправильного проговаривания. К ним относятся следующие техники:

  1. Подражание, при котором используется слуховое восприятие. Ребенок должен подражать реву льва, мотора, грому. Проводится перед зеркалом.
  2. Губная гимнастика. В нее входят: улыбки, губы в трубочку, медленное открывание рта.
  3. Языковые упражнения. Вырабатывается управление языковыми мышцами, начиная с расслабления, перемещения языка вдоль зубов в разные стороны, загибание кончика кверху, цоканье и другие приемы.

После того как малышу становятся доступны артикуляционные приемы, начинается постановка звука «р», для которой, помимо упражнений, используется механическое воздействие. Проводить этот этап должен опытный врач. Например, ребенку предлагается изобразить прием «гул самолета», а логопед, надев соску на деревянный шпатель, производит ряд быстрых движений, касаясь языка пациента снизу, чтобы он вибрировал. Используются и приемы получения вибранта на основе произносимых звуков.

По достижении стойких результатов начинается работа над речью. Сначала работают над повторением слогов, затем слов и небольших фраз. Занятия должны иметь форму игры, чтобы дети сами были заинтересованы в том, что они делают.

Если нарушение произношения у ребенка стало заметным или домашние попытки коррекции не дают результатов, хороший вариант — обратиться в Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр». Профессиональные дефектологи знают, как быстро поставить звук «р», разработав индивидуальную программу для каждого ребенка. При необходимости здесь же можно получить консультации невролога и других специалистов.

Стоимость диагностики логопеда + нейропсихолога 7000 рублей 3990 рублей.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов