Почему ребенок не говорит фразами
В написании статьи участвовал(а)
Синицин Яков Сергеевич
Реабилитолог, Невролог
Влиять на развитие речи ребенка могут разные факторы — от физиологических до психологических. С некоторыми из них родители вполне справятся самостоятельно, с другими же причинами задержки речи у малыша необходимо будет обратиться за помощью к профильному специалисту и выяснить наверняка, что именно «мешает» ребенку говорить фразами. Квалифицированную помощь окажет логопед-дефектолог; он выявит причины, которые обусловили нарушение, уже на первичном обследовании и предложит эффективные способы коррекции.
Какие причины свидетельствуют о проблеме
Задержку речевого развития (ЗРР) можно заподозрить, если ребенок к 2 годам не говорит фразами. Например, «Мама нет работа», «Зайка бух», «Ваня деда забрал». То, что выражения грамматически неверные — нормально. Только к 3-4 годам дети учатся разговаривать правильно: «Мамы нет, она на работе», «Заяц упал», «Ваню забрал деда».
Причины, по которым ребенок к 2 годам не говорит фразами, делятся на медицинские и социальные. Врачебные факторы, влияющие на ЗРР, это:
- Мозговая дисфункция. Это — нарушения в центральной нервной системе, которые случились из-за поражений головного мозга во время беременности (кислородное голодание, внутриутробная инфекция) или родов (удушье, травмы). Еще такое случается, если ребенок родился недоношенным, то есть раньше срока.
- Болезни. Например, гипотрофия (когда у малыша проблемы с питанием, он весит меньше нормы); энцефалит (воспаление вещества головного мозга, например, после укуса клеща); менингит (воспаление оболочки спинного и головного мозга из-за вирусов, бактерий, грибков).
- Тугоухость. Если есть нарушения слуха, это вызывает ЗРР, поскольку слух и речь неразрывно связаны.
- Наследственность. Если один из родителей в детстве заговорил фразами позже обычного (не к 2, а к 3-4 годам), не исключается вероятность, что и ребенок не особенно будет торопиться. Это — медленное, но естественное созревание нервной системы, которое не всегда рассматривается в рамках нарушения норм психоречевого развития.
В числе наиболее распространенных факторов социального характера, которые негативно сказываются на развитии фразовой речи ребенка к 2 годам, прежде всего называют неблагоприятную среду в семье. Это происходит, когда родители уделяют мало времени общению с ребенком, не сознавая, насколько активная коммуникация с малышом важна для формирования у него правильной фразовой речи.
Иногда ЗРР встречается у малышей, которые часто болеют и подолгу находятся на стационарном лечении без родителей. В это время ребенок «отрывается» от семейной обстановки, утрачивает связь с родителями и другими близкими людьми. Такие дети лишены так называемого тактильного (объятий, поглаживаний), эмоционального взаимодействия (проявлений любви, ласки) общения, что впоследствии отражается неблагоприятным образом на развитии коммуникативной сферы ребенка.
Бывает, что малыш не говорит словосочетаниями к 2 годам потому, что его этому не учили. В медицине есть термин «педагогическая запущенность» — когда детей не развивают, не играют с ними, не развлекают, не гуляют, не обучают. При этом страдает не только речь. С годами такая «запущенность» может привести к снижению интеллектуальных способностей. У таких детей сужается кругозор, они малоактивны и -инициативны, не умеют адекватно выражать эмоции, общаться со сверстниками и взрослыми. Напротив, спровоцировать ЗРР может гиперопека, при которой малыша излишне опекают, предупреждают все его желания, поэтому потребности говорить может и вовсе не возникнуть.
Специалисты констатируют, что на задержку речи специфическую «лепту» вносит билингвизм, ситуация, при которой в семье в силу национальных принадлежностей родители говорят сразу на нескольких языках. Тогда ребенку сложнее запомнить звуки, слова, он хуже понимает, как произносить выражения, затрудняется составлять словосочетания, предложения.
Немаловажное значение имеют стрессы. Малыш может развиваться вполне нормально, но какое-то происшествие (напугала собака, упал — сильно ударился) может вызвать у него сильное потрясение, от которого он замкнется в себе, перестанет общаться.
Какой словарный запас считается нормой
Так как дети развиваются индивидуально, каждый в своем темпе, нормы речи специалисты определяют по средним значениям. В 2 года ЗРР официально не диагностируют — такой диагноз ставится после 3 лет. Но заметить отклонения в развитии можно заранее, если:
- словарный запас от 10 до 300 простых слов («мама», «баба», «кот», «дай», «хочу»).
- ребенок пытается говорить фразами (словосочетаниями из 2-3 слов: «хочу пить», «дай мне», «баба ушла»).
- малыш может поздороваться и попрощаться, хотя бы жестом (помахать рукой).
- ребенок понимает, что ему говорит взрослый, может ответить на вопрос, например, «будешь пить?» «да» либо «нет».
- малыш указывает на вещи, придумывает им названия, пусть и непонятные для взрослых.
Логопеды говорят, что тревожиться следует, если в течение 2-3 месяцев развития ребенка вообще не происходит (ни одного нового слова, движения, привычки). Если же малыш отстает от заданных норм, но развивается в своем темпе, вероятнее всего, все нормально.
В любом случае, если у родителей есть сомнения и вопросы, можно пройти обследование у врачей. Надо обратиться к педиатру, который направит к узким специалистам (невролог, логопед, дефектолог, психолог), если увидит причину для беспокойства.
Стоимость 3500 рублей 1800 руб. только в этом месяце! *
Вам будет интересно
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также
«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве
Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.
Телефон
Эл. почта
Адреса
М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1
М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3
М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108