Ежедневно с 09:00 до 21:00
+7 (499) 444-70-29
Обратный звонок
  • Принимаем детей с 1,6 лет
  • Принимаем детей с 1,6 лет
  • Принимаем детей с 1,6 лет
  • Принимаем детей с 1,6 лет
  • Принимаем детей с 1,6 лет

Методы развития связной речи у детей

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Абилитолог, Невролог

Развитие связной речи у детей имеет огромное значение для их обучения и социальной адаптации. Этот процесс помогает детям приобрести устойчивые навыки коммуникации, которые необходимы не только для успешной учебы, но и для эффективного общения в обществе. Когда ребенок умеет ясно и аргументированно выражать свои мысли, это способствует его успеху в различных сферах жизни. Грамотная и логичная речь помогает детям выражать свои идеи четко и убедительно, способствует формированию самоуважения и уверенности в себе, что важно для их психологического благополучия. В клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития. В своей работе мы применяем различные методики по развитию связной речи и другие активизирующие методики для восстановления процессов, которые влияют на развитие функций детского мозга.

В чем важность для формирования коммуникативных навыков

Развитие связной речи играет ключевую роль в формировании коммуникативных навыков у дошкольников. Когда дети учатся строить связные высказывания, они не только улучшают свою способность общаться с окружающими, но и развивают когнитивные процессы: память, внимание и мышление. Все это способствует улучшению социальных навыков у детей — умению взаимодействовать с другими людьми, слушать и понимать их.

Особенно важно обучение навыку правильно излагать свои мысли для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), поскольку это помогает им выражать свои мысли и эмоции более точно и четко. Занимаясь с такими детьми, специалисты учитывают их возможные ограничения в коммуникативных способностях и подходят к этому процессу индивидуально, создавая специальные программы и методики обучения.

Коммуникация играет ключевую роль в общении с миром и успешной адаптации в нем. Для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) эти навыки особенно важны, так как им может быть трудно общаться и выражать свои мысли. Наши специалисты учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка с ОНР и разрабатывают индивидуальные подходы к обучению коммуникативным навыкам. В процессе коррекционной работы они используют различные методики и техники обучения, тесно сотрудничают с родителями и другими специалистами для создания благоприятной обучающей обстановки. В нашем Центре обучают детей с ОНР умению слушать и понимать других. Впоследствии это помогает им лучше воспринимать информацию и эффективно взаимодействовать с окружающими. Такой комплексный подход значительно улучшает качество жизни детей с ОНР и помогает им успешно интегрироваться в общество.

Особенности связной речи — диалог или монолог

Понятие «связная речь» применимо как к диалогу, так и к монологу. Как эффективное средство для тренировки развития связной речи, каждая из этих форм имеет свои особенности.

Диалог предполагает краткие ответы, состоящие из одного-двух слов. Неполные предложения, восклицания, междометия, яркая интонация, жесты и мимика — все это характерные черты диалогической речи. В диалоге важно уметь формулировать вопросы и строить ответы в соответствии с ними, подавать уместные реплики, дополнять и исправлять собеседника, рассуждать, аргументировать, спорить.

Монолог (речь одного человека) преимущественно требует развернутости, исчерпанности и логической связи между частями повествования. Рассказ или объяснение сосредотачиваются на главном, без лишних деталей, но при этом должны быть эмоциональными, живыми и образными.

Методика формирования связной речи у детей с ОНР

Формирование связной речи у таких малышей — сложная задача, требующая индивидуального подхода и систематического обучения. Специалисты наших клиник активно используют различные методики и приемы, способствующие укреплению навыков продуктивного общения:

  • Анализ и синтез предложений: разбиение предложения на смысловые части, составление предложений по картинкам или по опорным словам.
  • Тренировка понимания связной речи: прослушивание аудиозаписей с вопросами о содержании, чтение простых текстов с вопросами на понимание.
  • Развитие устойчивых навыков монологической и диалогической речи: рассказы по картинкам с постепенно усложняющимся содержанием, игры и ролевые игры, диалоги по ситуациям, использование опорных слов и фраз.
  • Тренировка памяти и внимания: игры на запоминание, запоминание и воспроизведение последовательности событий.
  • Формирование словарного запаса: словесные игры, объяснение значения слов в контексте.
  • Тренировка грамматических навыков: игры на составление предложений с использованием определенных частей речи, объяснение правил грамматики в простых предложениях.
  • Интеграция навыков в реальных ситуациях: реализация проектов, участие в дискуссиях на заданные темы.
  • Регулярная обратная связь: обсуждение ошибок и их коррекция, похвала за успехи.
  • Индивидуальный подход: адаптация методик под индивидуальные особенности маленького пациента, оценка прогресса и корректировка плана обучения.

Для эффективной работы с детьми с ОНР важно сочетать эти методики с другими формами коррекционной работы. Диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить любое нарушение, выбрать оптимальный план коррекции.

Задачи и содержание обучения монологической речи

Обучение монологической речи у детей с ОНР является важным аспектом коррекционной работы. Таким малышам часто бывает трудно выражать свои мысли и составлять связные высказывания, и это очень затрудняет им общение и социализацию. Поэтому основные задачи обучения монологической речи у таких детей — это, в первую очередь: 

  • развитие навыков планирования высказывания;
  • построение логической последовательности;
  • обогащение словарного запаса.

Для достижения этих целей важно использовать разнообразные методики обучения, включающие игровые элементы, интерактивные упражнения и индивидуальные занятия по развитию связной речи:

  • Формирование фонематического слуха — способности различать звуки речи и правильно произносить их.
  • Развитие лексических навыков: пополнение словарного запаса, обучение использованию лексики в контексте, навыкам словообразования.
  • Формирование грамматических навыков: обучение правильному использованию грамматических конструкций, способности строить грамматически правильные предложения.
  • Развитие навыков построения монологической речи: обучение структурированию высказываний, умению выражать свои мысли и чувства, использованию различных типов речи.
  • Развитие навыков аудирования и восприятия речи: обучение пониманию и интерпретации монологической речи других людей, способности к адекватной реакции.
  • Формирование навыков речевого этикета: обучение правилам вежливости и культуры общения, привитие эмпатии и понимания собеседника.
  • Развитие межличностных коммуникативных навыков: обучение способам установления контакта и поддержания диалога, конструктивному общению.
  • Использование различных форм и методов обучения: применение игровых и интерактивных методов, использование наглядных пособий и технических средств развития связной речи, организация групповых и индивидуальных занятий.
  • Оценка и коррекция речевых навыков: систематическое наблюдение за прогрессом ребенка, внедрение коррекционных мер при необходимости, составление планов и отчетов о достижениях и проблемах.
  • Создание благоприятной речевой среды: обеспечение возможности постоянного речевого общения, поддержка детей в семье и школе, организация взаимодействия с родителями и педагогами для совместной работы.

В ходе занятий наши специалисты проводят систематическую оценку прогресса каждого ребенка и корректируют программу обучения в зависимости от его успехов и трудностей. Необходимо постепенно усложнять задания и стимулировать развитие ребенка через разнообразные тематики и сценарии. При этом следует учитывать индивидуальные особенности малыша и опираться на его потенциал для эффективного прогресса. Для этого важно создать поддерживающую и стимулирующую атмосферу, чтобы дети чувствовали себя комфортно и мотивированно для активного участия в обучении.

Такой подход поможет детям с общим недоразвитием речи успешно развивать навыки монологической речи и улучшать их коммуникативные возможности.

Виды творческих заданий для обучения различным видам рассказывания

Среди множества идей для творческих заданий, которые помогут детям с ОНР научиться разным видам рассказывания, специалисты Центра детской речевой неврологии и реабилитации выделяют несколько, которые особо эффективно зарекомендовали себя на практике:

  • История по картинке: малышу предлагается написать историю, описывающую сюжет или сцену на картинке.
  • Продолжи рассказ: ребенку рассказывают начало истории и затем предлагают ему придумать продолжение, используя свою фантазию.
  • Рассказ в форме диалога: предлагается написать рассказ, в котором персонажи общаются друг с другом (например, диалог между друзьями, родственниками или даже животными).
  • Фантастический рассказ: придумать историю о приключениях героев в фантастическом мире.
  • Рассказ в форме письма: самостоятельно написать рассказ в форме письма от одного персонажа к другому.
  • Личный рассказ: ребенка просят написать рассказ о собственном опыте или приключениях.

Такие творческие задания помогают развивать и укреплять у детей орфографические, грамматические и лексические навыки, а также улучшат их навыки рассказывания и письма.

Порядок работы

Коррекционная работа обычно состоит из нескольких этапов. Сначала специалист оценивает уровень речевых навыков малыша, затем определяет его индивидуальные потребности. После этого разрабатывается индивидуальная программа и методики для улучшения речевых способностей ребенка.

Работа по развитию связной устной речи с детьми выстраивается по следующим этапам:

  • Анализ текущего уровня речи для определения способностей малыша к связной речи и выявления проблем.
  • Подготовка к обучению: создание комфортной среды для общения и установление доверительных отношений с ребенком.
  • Обучение основам связной речи: разъяснение понятий «предложение» и «текст», составление простых предложений.
  • Развитие навыков монологической (составление рассказов по картинкам, использование сюжетных игр для создания историй) и диалогической речи (ведение беседы, задавание вопросов и ответы на них, игры, требующие взаимодействия и обмена информацией).
  • Использование различных источников информации: чтение книг и рассказывание о них, просмотр фильмов или пересказ прочитанного.
  • Упражнения на развитие памяти и внимания: запоминание и воспроизведение последовательности событий, игры, тренирующие кратковременную и долговременную память.
  • Обучение критическому мышлению: задавание вопросов, требующих размышления и анализа, обсуждение различных точек зрения.
  • Оценка прогресса: регулярное наблюдение за изменениями в речи ребенка, корректировка плана обучения в зависимости от результатов.
  • Поддержка родителей и педагогов: информирование родителей о важности развития связной речи, совместные занятия и игры дома.
  • Использование технологий: применение компьютерных программ и мобильных приложений, видеозаписей для анализа.
  • Физические упражнения для укрепления артикуляционного аппарата, гимнастика для улучшения дыхания и голоса.

В процессе работы по развитию связной речи используются различные упражнения и игры, которые помогают расширить словарный запас ребенка, улучшить грамматические навыки и научиться выражать свои мысли последовательно и логично. Также дети практикуют общение в различных ситуациях, чтобы научиться применять полученные знания на практике.

Для успешного формирования связной речи у детей с ОНР необходимо проводить регулярные занятия, постоянно повторять и закреплять изученный материал. Специалисты «НейроСпектр» учитывают мотивацию и интересы каждого маленького пациента. Это позволяет сделать процесс обучения более эффективным и увлекательным для детей.

О нашем Центре

Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» — это место, где специалисты оказывают помощь детям и их родителям в сложных ситуациях, когда государственная медицина не может помочь. Мы эффективно лечим и реабилитируем детей с различными нарушениями: речевые, поведенческие и интеллектуальные проблемы, вызванные разными причинами (например, аутизм, расстройства аутистического спектра, синдром Дауна, генетические расстройства и ДЦП). Наши методики включают нейрофизиологическую, педагогическую и аппаратную коррекции, которые подбираются индивидуально с учетом особенностей нарушения или заболевания.

В нашем Центре создана атмосфера тепла и заботы, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и безопасно. Наши специалисты — это высококвалифицированные врачи-неврологи, нейропсихологи, дефектологи, логопеды, психотерапевты, массажисты и другие специалисты, готовые оказать всестороннюю помощь и поддержку.

В нейрофизиологической коррекции применяются различные методы, направленные на восстановление и оптимизацию работы центральной нервной системы:

  • Электростимуляция.
  • Биологическая обратная связь.
  • Магнитотерапия.
  • Светотерапия и другие методы, которые подбираются индивидуально для каждого ребенка.

Педагогическая коррекция предполагает индивидуальный подход к обучению и развитию ребенка. Наши педагоги используют специальные программы и методики по формированию связной речи, которые позволяют ребенку освоить необходимые навыки и знания, учитывая его индивидуальные особенности и уровень развития. Особое внимание уделяется развитию речи, моторики, познавательных функций и социальных навыков.

Аппаратная коррекция основана на применении современных медицинских технологий, которые помогают стимулировать работу мозга и нервной системы. Такая работа базируется на использовании:

  • нейрокомпьютеров;
  • сенсорных комнат;
  • специальных тренажеров и других технологических устройств.

Работа в Центре строится по принципу комплексного подхода. Наши специалисты тесно взаимодействуют друг с другом, создавая единую программу реабилитации, которая учитывает все аспекты развития ребенка. Специалисты «НейроСпектр» уделяют большое внимание работе с родителями. Наши психологи помогают им понять особенности своего ребенка, научиться правильно с ним общаться, поддерживать его и создавать для него благоприятную среду.

В своей работе мы используем только безопасные и эффективные методы, которые подтверждены научными исследованиями. Каждый ребенок находится под постоянным наблюдением врача, а прогресс его развития отслеживается регулярно.

Центр детской неврологии и реабилитации — это не просто клиника, в которой предлагается лечение, это место, где дети могут расти, учиться и развиваться в благоприятной и поддерживающей среде. Мы помогаем детям с разными особенностями достигать максимального потенциала и жить полной жизнью. Благодаря своевременному применению методов активации мозга и глубокому пониманию специалистами нашего Центра процессов, которые привели к нарушениям центральной нервной системы ребенка, нам удалось разработать эффективный алгоритм воздействия, направленный на восстановление нормальной работы мозга.

В логопедической практике фонема [р] — самая трудная в произношении. Часто логопеды и дефектологи при проведении диагностического обследования старших дошкольников перед поступлением в первый класс обнаруживают у них речевые проблемы. Типичным вариантом искаженного произношения фонемы [р] является горловое произношение рычащих слогов. О том, как можно ли избавиться от картавости, знают логопеды-дефектологи. Кроме того, расстройство вызывают неврологические проблемы и функциональные причины: неправильное обучение речи, психоэмоциональный стресс, недостаток общения и развития речи в раннем детстве.

В клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» восстановление функций мозга ребенка проводится совместно врачами и специалистами по функциональному развитию. Мы применяем различные методики, которые стимулируют развитие мозга.

Логопедические критерии правильности произношения [р]

Главным критерием правильности звукопроизношения является соблюдение техники выговаривания фонемы. Для звука [р] необходимо приоткрыть рот и сомкнуть зубы. При этом язык по форме напоминает широкую ложку. Во время выговаривания звука язык поднимается, боковыми частями прижимаясь к верхнему ряду зубов. Рычание образуется в результате дрожания кончика языка, на который направляется поток выдыхаемого воздуха.

Логопед обнаруживает картавость, если у ребенка слабо развиты артикуляционные мышцы. Также о диагнозе ротацизма говорят, если дошкольник не может с силой направить воздушную струю на кончик языка.

Причины возникновения ротацизма

Чаще всего ротацизм появляется как сопутствующая проблема при тяжелых врожденных аномалиях развития речи. Но не только серьезные речевые патологии приводят к неправильному произношению. Причинами развития картавости являются:

  • Укороченная уздечка, которая не позволяет языку занять правильное положение в ротовой полости для произнесения рычащей фонемы.
  • Зубочелюстные аномалии и слабость мышц органов ротовой полости.
  • Слабое развитие способности ребенка дифференцировать звуки.
  • Генетическая предрасположенность к ротацизму.
  • Бессознательное усвоение ребенком искаженного лого-образца, если в семье или ближайшем социальном окружении есть люди с этим логопедическим дефектом.

Кроме того, горловое выговаривание [р] часто появляется у детей, которые в раннем возрасте начали изучать иностранный язык или воспитываются в двуязычной семье. В данном случае речевые проблемы обусловлены разными лингвистическими традициями, поэтому исправление картавости будет долгим.

Основные принципы и методы коррекции ротацизма

Можно ли исправить картавость? На этот вопрос логопеды и дефектологи отвечают утвердительно. Но для достижения стойкого положительного результата потребуется не только курс занятий со специалистом, но и самостоятельные тренировки дома. Для устранения речевого дефекта необходимо:

  • регулярно выполнять упражнения, направленные на тренировку мышц и растяжение связки, расположенной под языком;
  • выполнять дыхательную гимнастику, чтобы воздушная струя при выговаривании рычащей фонемы стала мощной;
  • выполнять задания, направленные на механическую постановку [р], звукоподражание или выговаривание фонемы с опорой на другие звуки ([з], [д], [ж]);
  • выполнять домашние задания для автоматизации правильного произношения.

Можно ли избавиться от картавости без логопеда? Нет, сделать это самостоятельно не получится. Только профессионал может создать индивидуальный план коррекции, учитывая особенности речи ребенка.

Родителям следует обратить внимание на изменения в речи и поведении ребенка и обсудить их со специалистом, чтобы начать лечение как можно раньше. Специалисты нашего Центра, основываясь на глубоком понимании процессов, которые привели к нарушениям в развитии центральной нервной системы ребенка, и своевременно применив методики активации мозга, разработали эффективный алгоритм воздействия, помогающий восстановить нормальную работу мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Абилитолог, Невролог

Запишитесь сейчас и получите скидку 50% на консультацию врача
#
Запишитесь на консультацию с 1 по 7 января и получите шанс выиграть 9 января 2025 года главный приз в новогодней лотерее — детский снегокат! Результаты — в наших соцсетях. подробнее

    Или позвоните нам: +7 (800) 551-59-24

    Следите за нами в социальных сетях

    Записаться
    на консультацию

      Или позвоните нам: +7 (800) 551-59-24

      Поделиться статьей

      Запишитесь сейчас и получите скидку 50% на консультацию врача

        Или позвоните нам: +7 (800) 551-59-24

        Следите за нами в социальных сетях

        «НейроСпектр» — сеть центров детской речевой неврологии и реабилитации в Москве

        Позвонить Написать WhatsApp