Ранние методы коррекции алалии
В написании статьи участвовал(а)
Куличенко Леся Викторовна
Реабилитолог, Невролог
Полное отсутствие разборчивости в звукопроизношении у дошкольника или серьезные отклонения от онтогенетических речевых стандартов указывают на наличие у него алалии, требующей углубленной логопедической диагностики и коррекции. Если игнорировать симптоматику диагноза, обучение ребенка в общеобразовательной школе станет невозможным, так как, поступив в первый класс, он не сможет научиться читать, писать, общаться с одноклассниками. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития с применением различных активизирующих методик.
Клинические проявления диагноза
Комплексная диагностика при алалии не выявляет у дошкольников патологий слуха или интеллектуальных врожденных дефектов, поэтому подготовить ребенка к освоению образовательного минимума в первом классе можно с помощью систематической логопедической коррекции, начатой за 1–4 года до поступления в школу.
Главными признаками рассматриваемого диагноза является изначальное патологическое состояние импрессивной или экспрессивной стороны речи. Если же они сначала были частично сформированы, а потом пропали в результате тяжелой неврологической патологии, черепно-мозговой травмы или стресса, то в дефектологии это состояние рассматривается как афазия. Методики его коррекции существенно отличаются от используемых инструментов помощи при алалии.
Какие существуют разновидности диагноза
Проявления алалии у детей различны, поэтому в дефектологии выбор инструментов коррекции зависит от формы патологии и степени выраженности аномалии. Наиболее распространенными вариантами диагноза считаются:
- сенсорная алалия, при которой у ребенка поражен речевой центр в головном мозге, отвечающий за разборчивость и внятность говорения;
- моторная алалия, при которой ребенок понимает обращенные к нему высказывания, но не может сконструировать адекватный ответ на вопрос собеседника;
- смешанный тип нарушения, при котором дошкольник понимает высказывания окружающих, но не может стать участником эффективной коммуникации из-за органического поражения речевого центра в головном мозге.
Для постановки точного диагноза проводится консилиум. Логопеды-дефектологи выбирают методы коррекции алалии, опираясь на заключения невролога и психиатра. Наши врачи и педагоги с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему — диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный терапевтический маршрут. В нашем Центре работают высококвалифицированные специалисты, которые постоянно обновляют свои знания и навыки, чтобы быть в курсе последних достижений медицины и педагогики.
Особенности тренировки коммуникативных навыков
В раннем возрасте, когда речевые навыки только начинают формироваться, особенно важно вовремя заметить отклонения и начать коррекционную работу, направленную на устранение нарушения. Одними из первых методов коррекции алалии, эффективно применяемыми специалистами «НейроСпектр», являются:
- игры с целью развития артикуляционного аппарата;
- использование жестового языка и визуальных стимулов — помогают детям лучше понимать смысл слов и формирования ассоциаций;
- занятия по слуховому восприятию — использование музыкальных инструментов, ритмических упражнений и прослушивание аудиозаписей развивают фонематическое восприятие.
Эти методы не только способствуют коррекции алалии, но и укрепляют общую мотивацию ребенка к обучению.
При алалии, кроме логопедической коррекции, дети нуждаются в психологических упражнениях, направленных на преодоление внутриличностных комплексов, тренировку коммуникативных навыков и формирование уверенного поведения в ситуациях межличностного взаимодействия. Так, например, при моторной алалии этапы коррекции предполагают планомерную работу по развитию когнитивных функций, моторики, устранению проявления гиперактивности. Развитие коммуникативных умений идет параллельно с развитием мышления.
Медикаментозное лечение, логомассаж, ЛФК, физиотерапевтические процедуры с микротоковым воздействием на кору полушарий усиливают терапевтический эффект и позволяют добиться стойкой положительной динамики в развитии речевых навыков.
Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра всех процессов, которые вызвали нарушение и мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, позволили создать мощный, эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также
«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве
Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.
Телефон
Эл. почта
Адреса
М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1
М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3
М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108