Взаимосвязь зубочелюстных аномалий и артикуляторных нарушений

В написании статьи участвовал(а)

Синицин Яков Сергеевич

Реабилитолог, Невролог

Зубочелюстные аномалии часто становятся главной причиной невнятной речи в результате нарушения артикуляции. Самой распространенной разновидностью данной категории врожденных дефектов является расщелина неба. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» родители могут получить комплексную помощь специалистов, так как развитие речевых навыков у таких детей в силу анатомических патологий имеет свои особенности.

Особенности звукопроизношения при зубочелюстных дефектах

Зубочелюстные аномалии у детей препятствуют формированию нормального фонационного дыхания, которое необходимо для четкой речи. Артикуляционные нарушения не позволяют чередовать короткие резкие вдохи с медленными плавными выдохами в процессе говорения. Из-за небной расщелины часть воздушного потока уходит через нос, поэтому:

  • голос человека становится гнусавым;
  • многие звуки в результате расстройства артикуляции заменяются гортанным шумом;
  • речь теряет ритмичность и четкость.

Неправильное произношение звуков вызывает неестественные движения губ, языка и других частей речевого аппарата, что, в свою очередь, негативно влияет на развитие зубочелюстной системы и приводит к формированию неправильного прикуса или расположения зубов.

Решить врожденную проблему можно с помощью хирургического вмешательства. Однако для развития речевых навыков после операции пациенту необходимы занятия с логопедом и дефектологом.

Особенности коррекционно-развивающей логопедической помощи

Специалисты Центра в процессе логопедической работы создают такие условия развития речи, при которых отсутствие некоторых звуков не мешает пациенту усваивать грамматические нормы, участвовать в коммуникации со сверстниками и взрослыми, расширять активный словарный запас.

Поскольку зубочелюстные аномалии и артикуляционные нарушения у детей взаимодействуют и усиливают друг друга в процессе развития речи и жевательной функции, очень важно своевременно обратиться к специалисту (например, стоматологу или логопеду) для диагностики и лечения обоих видов нарушений.

 

На основе диагностики разрабатывается индивидуальная программа для ребенка с учетом его особенностей. В процессе логопедической коррекции специалисты занимаются постановкой правильного речевого дыхания, используя дидактические приемы, трубочки для коктейлей, губную гармошку, различные дудочки. Периодически проводится диагностика, позволяющая оценить эффективность программы и при необходимости внести в нее корректировки. По результатам обследования специалист дает рекомендации и упражнения, выполнение которых способствует автоматизации звуков и закреплению навыков, полученных на занятиях в группе.

В результате длительной логопедической коррекции можно привести развитие речевых навыков дошкольника к норме. Это означает, что врожденный дефект артикуляционного аппарата при своевременном обращении к специалистам не мешает детям успешно осваивать программу общеобразовательной школы.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов