Автоматизация звука [Д]

В написании статьи участвовал(а)

Синицин Яков Сергеевич

Реабилитолог, Невролог

В соответствии с нормами онтогенеза речевого развития, у детей звук [д] в речи появляется примерно к двум годам. Согласный звук [д] логопеды не считают сложным в выговаривании детьми, поэтому, если он отсутствует в речи ребенка раннего возраста, или малыш произносит его искаженно, необходимо записаться на логопедическую консультацию. Квалифицированные логопеды проводят комплексную диагностику развития речи, на основании которой разрабатывают программу постановки и закрепления звука [д]. В нашем Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» мы помогаем детям с нарушениями развития функций мозга. В процессе восстановления мы применяем различные активизирующие методики и тесно сотрудничаем с врачами и специалистами по функциональному развитию.

Фундаментальные особенности артикуляции

Усвоение ребенком норм и правил фонетического раздела родного языка базируется на запоминании им принципов работы артикуляционных органов при звучании той или иной фонемы. Постановка звука [д] в логопедической практике начинается с формирования правильного положения языка.

Для проговаривания звука [д] дошкольнику нужно расслабить губы. Расстояние между передними зубами и губами должно составлять 5 мм. Язык надо напрячь, уперев его кончик в верхний зубной ряд.

При проговаривании фонемы гортань вибрирует в результате смыкания связок, а мягкое небо опускается. Чтобы научить ребенка правильно произносить фонему в разных словах, необходимо сначала давать ему задания на изолированное произношение согласной фонемы.

Трудности выговаривания звука [д] могут проявляться при неврологических проблемах, вызванных различными факторами:

  • нарушения развития речи;
  • задержка в психомоторном развитии;
  • аномалии в работе нервной системы и другие патологии.

Коррекция нарушений произношения этого звука, связанного с проблемами неврологического характера, включает:

  • занятия с логопедом;
  • специальные упражнения для развития мышц артикуляционного аппарата;
  • массаж лицевых мышц;
  • использование различных методик и техник коррекции произношения звуков.

Безусловно, успех коррекции зависит от своевременности обращения к специалистам и постоянных тренировок в домашних условиях с участием близких людей. У родителей не будет повода беспокоиться, потому что наши специалисты с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему: диагностика у специалиста нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекционного маршрута.

Автоматизация правильного произношения

Когда мышцы артикуляционного аппарата натренируются и ребенок сможет удерживать их в нужном положении, логопед переходит к автоматизации звука [д]. На этом этапе на занятиях педагог просит малыша внимательно слушать разные слоги, стараться максимально четко повторить их.

Для дальнейшего закрепления звука логопед предлагает дошкольнику тренироваться в четком произнесении слов, в которых фонема [д] находится в начале, середине или конце слога. Если с простыми слогами пациент успешно справляется, можно переходить к слогам, в которых [д] окружен другими согласными.

На завершающем этапе логопедической коррекции педагог-дефектолог подбирает для ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР) слова и предложения, в которых часто встречается данный согласный. Огромным потенциалом для становления речи при ОНР обладают пословицы, поговорки и скороговорки. При подборе дидактического материала дефектологи учитывают не только уровень речевого развития маленьких пациентов, но и их интеллектуальный потенциал. Смысл предложений и коротких стишков должен быть понятен ребенку.

Своевременная диагностика и компетентное лечение неврологических проблем, которые обуславливают трудности выговаривания звука [д] у детей, помогут им обрести уверенность в себе, развить речь и успешно социализироваться. Благодаря своевременному применению методик, стимулирующих активность мозга, а также благодаря тому, что все специалисты нашего Центра одинаково понимают процессы, которые привели к нарушениям в развитии центральной нервной системы ребенка и продолжают препятствовать ее развитию, мы смогли разработать высокоэффективный алгоритм воздействия, который способствует восстановлению нормальной работы мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Кожевников Алексей Вадимович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов