Школьный невроз у подростков
В написании статьи участвовал(а)
Сальникова Алла Владимировна
Реабилитолог, Невролог
Невроз — это одно из самых распространенных нарушений психического здоровья человека. Невроз у подростков, как правило, носит временный характер и вызывается патологиями нормального функционирования центральной нервной системы (как физиологического, так и психологического характера). Явление может выражаться в чрезмерной тревожности, нарушении фаз сна, фобиях, резких колебаниях настроения, депрессивном состоянии и др.
Физиологические признаки школьного невроза
Физиология школьного невроза достаточно многообразна и выражается у каждого ребенка по-своему. Однако наиболее общими симптомами невроза можно считать следующие:
- нервный тик (непроизвольные мышечные сокращения, чаще всего встречаются в районе века, носа, губ);
- отсутствие аппетита или нарушение привычного распорядка приема пищи;
- нарушение фаз сна — бодрствование и невозможность уснуть ночью, повышенная сонливость и усталость в течение дня — может сопровождаться кошмарными сновидениями;
- головная боль и/или головокружение;
- боли спазматического характера;
- нарушение нормальной работы желудочно-кишечного тракта: невозможность опорожнить кишечник, сбитый ритм пищеварения, диарея;
- высокая утомляемость и низкий общий тонус организма;
- тремор рук у подростка;
- излишнее волнение, сопровождаемое учащенным сердцебиением, потливостью ладоней, затруднением с речью.
Этот список является неполным, физиологические проявления невроза у школьников могут выражаться и в иных формах. Чаще всего они ассоциированы со страхом произнесения речи перед одноклассниками и учителем, боязнью совершить ошибку, порицания и т. д.
Психологические проявления невроза
Невроз может проявляться не только в визуально определяемых формах, но и в изменениях поведения и нормальной жизнедеятельности, обнаружить которые на ранней стадии не всегда представляется возможным. Психологическими признаками невроза могут считаться:
- перепады настроения;
- проявление агрессии и раздражительности;
- повышенная чувствительность ребенка, обидчивость и ранимость;
- подавленное состояние;
- истеричное поведение.
Если родители замечают за своим ребенком наличие перечисленных симптомов, необходимо как можно раньше обратиться к специалисту. При отрицании симптомов и сваливании проблемы на «это такой возраст» или «само пройдет» есть риск перетекания невроза в неврастению, а это уже более тяжелая форма нарушения психического здоровья (в таком случае могут потребоваться препараты для лечения невроза).
Кто наиболее подвержен школьным неврозам, и чем они вызываются
Все дети разные как в физиологическом, так и в психоэмоциональном плане. У некоторых более тонкая душевная организация, у кого-то повышенные требования к себе и своей успеваемости. Так или иначе, есть условные группы подростков, в наибольшей мере склонные к появлению неврозов:
- подростки с повышенной чувствительностью и эмоциональностью;
- предъявляющие высокие требования к себе и результатам своего обучения (либо спортивных, художественных, театральных достижений);
- закрытые, стеснительные дети, предпочитающие уединение.
Развитию и проявлению симптомов неврозов способствуют не только внутренние причины, исходящие от самого ребенка, либо заложенной в нем генетической предрасположенности. Большую роль играет внешняя среда, агрессивность которой также может повлиять на психическое здоровье:
- проблемы в семье, ссоры со сверстниками, повышенные требования к ребенку со стороны родителей и наказания (в том числе физические) за невыполнение (или несоответствие) требований;
- чрезмерная нагрузка школьными предметами (неподходящий профиль обучения, обучение в школах со специальными расширенными программами);
- наличие дополнительных занятий, занимающих большое количество времени ребенка: репетиторы, спортивные секции, художественные и музыкальные школы и т. д.
Важно равномерно распределить нагрузку на ребенка, адекватно составить его расписание с учетом личного времени, которое требуется на отдых и восстановление от занятий. Также необходимо следить и за появлением тревожных симптомов при наличии в семье и школе благоприятной и комфортной психологической среды: в таком случае речь может идти о возможных патологиях, не связанных с внешними причинами.
Как вылечить школьный невроз
В начале лечения необходимо обратиться к педиатру в целях исключения органических заболеваний, приведших к проявлениям невроза у подростка. Для этого врач может назначить дополнительные обследования (магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалограмму, исследование фаз сна и др.).
Если органическое влияние исключается, на помощь придет психолог. Все необходимые специалисты готовы прийти на помощь в Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр». Помимо доверительной беседы и поиска причин возникновения негативных реакций организма на внешние или внутренние причины, психолог может обучить подростка различным практикам.
Так, популярной практикой является направленная визуализация: тактика ее проведения подразумевает обучение ребенка правильному дыханию, расслаблению генерации образов с применением всех органов чувств. Такие методики помогут побороть стресс во время занятий и лучше справляться с вызовами, которые происходят каждый день в школе. Если ребенку требуется помощь в преодолении последствий невроза и купировании его симптомов, специалисты нашего Центра готовы оказать всю необходимую помощь в лечении.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также
«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве
Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.
Телефон
Эл. почта
Адреса
М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1
М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3
М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108