Как проверить, какие звуки не говорит ребенок

В написании статьи участвовал(а)

Кожевников Алексей Вадимович

Реабилитолог, Невролог

В 5–6 лет ребенок должен разборчиво говорить, четко выговаривая все звуки. Но многие дети в этом возрасте плохо говорят, а некоторые звуки у них отсутствуют вовсе. Специалисты Центра советуют за 1–2 года до поступления в первый класс записаться на логопедическую диагностику, чтобы проверить, все ли звуки присутствуют в речи у ребенка. По результатам диагностики логопед может рекомендовать родителям запись на коррекционные занятия.

Что учитывают логопеды при диагностике

При диагностике произношения логопеды учитывают не только качество устной речи, но и уровень развития у клиента фонематического слуха. Нужно проверить, все ли звуки слышит и правильно распознает дошкольник в словах. К моменту поступления в школу дети должны уметь различать и воспроизводить:

  • шипящие ([ж], [ч], [ш], [щ]);
  • свистящие ([з], [с], [ц]);
  • непарные звонкие звуки ([й], [л], [р]).

Сформированность звукопроизношения нужно проверять в потоке живого общения, а не в отдельных словах. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» для логопедической диагностики используются игровые методики, предполагающие рассказывание детьми историй, стихотворных текстов.

Методика оценки звуковой стороны речи

Логопеды и дефектологи на диагностическом этапе работы используют наборы картинок. В методические пособия входят карточки с изображением предметов, в которых элементарные языковые частицы:

  • находятся в начале слова;
  • встречаются в середине слова;
  • стоят в конце слова.

Специалист внимательно слушает, как маленький пациент произносит слова. Если малыш допускает ошибки, логопед просит произнести отдельно проблемный звук. Если дошкольник произносит его правильно, нужны простые упражнения для автоматизации фонемы. Если же безошибочно выполнить задание не удается, специалист выявляет причины искаженного звукопроизношения. Часто они связаны с особенностями физиологического строения органов речевого аппарата детей.

Родителям специалисты советуют: чтобы определить, какие звуки не произносит ребенок, необходимо внимательно наблюдать за его речью. Следует обращать внимание на то, какие звуки он заменяет другими или опускает целиком. Также можно провести небольшой эксперимент: записать, что именно ребенок говорит, и сравнить запись с нормами речевого развития на соответствующем возрастном этапе.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов