Как научить ребенка читать

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Требования современной школы сегодня таковы, что при поступлении в первый класс дети уже должны уметь читать. Тем не менее лишь некоторые дошкольники к семи годам делают это бегло, большинство же в этом возрасте только учатся читать по слогам. Чтобы процесс обучения чтению проходил без спешки и напряжения, специалисты Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» советуют приступать к занятиям заблаговременно — в пять-шесть лет.

Настала ли пора учиться читать

Путь развития каждого ребенка индивидуален. Поэтому в вопросах освоения новой деятельности следует проявить деликатность и терпение, не принимая во внимание достижения других детей. Только так можно сохранить природную любознательность малыша и сформировать у него положительный настрой на учебный процесс.

Существует ряд признаков, на основании которых можно сделать вывод, что ребенок готов и способен освоить навык чтения:

  • речь ребенка связная, осмысленная, а словарный запас достаточно широкий;
  • малыш знает все буквы, легко выговаривает их, у него нет серьезных логопедических проблем;
  • в повседневной жизни прослеживается интерес к чтению: ребенок пытается угадывать знакомые буквы, задает вопросы о том, что написано на вывесках и упаковках;
  • он хорошо воспринимает устную речь, запоминает прочитанное взрослым;
  • способен концентрировать внимание на одном деле около 15 минут.

Итак, ребенок проявляет интерес к чтению и просит чего-нибудь ему почитать, любит рассматривать книги? Это определенно говорит о том, что он готов учиться.

Популярные методики обучения чтению

На сегодняшний день существует множество методик обучения чтению. Каждая из них имеет свои черты. Однако всех их объединяет общая идея о том, что освоение новой деятельности у дошкольников должно происходить через игру. При этом приветствуется свобода самовыражения и порицается психологическое давление со стороны обучающего.

Методика Домана

Эта методика раннего развития поможет быстро научить ребенка читать, как того требует современная действительность. Она базируется на тренировке зрительной памяти. Автор рекомендовал практиковать занятия регулярно с момента исполнения малышу трех месяцев и вплоть до его трехлетия. Смысл обучения заключается в формировании связи между внешним образом и его словесным выражением. Для этого используются специальные цветные карточки. На каждой из них изображен предмет и написано его название. Ребенку несколько раз в день в течение 5–10 секунд показывают одно изображение и одновременно четко проговаривают обозначающее его слово. Аналогично демонстрируют и другие карточки Домана. Начинают буквально с двух-трех простых картинок в день, затем ежедневно прибавляют по несколько новых. Когда заканчивается первый комплект карточек, переходят к следующему. Необычность методики заключается в том, что ребенка учат воспринимать слова целиком, не разбивая их на слоги и буквы.

Система Монтессори

Методика Монтессори основана на единовременном воздействии на физическое, психологическое и социальное совершенствование личности ребенка. Согласно этой теории, дети способны развиваться самостоятельно, а задача взрослых — лишь создать для этого благоприятную познавательную среду. Принцип обучения чтению по данной системе отличается от общепринятого. Дети сначала учатся писать прописные буквы, воспринимая их как своего рода рисунок. На занятиях применяются различные штриховки, обводки, практикуется выведение букв на разных поверхностях — песке, рассыпанных крупах и пр. Ребенку в ходе обучения предлагаются дидактические материалы всевозможных текстур. Такой нестандартный подход быстро дает положительные результаты: дети легко запоминают алфавит, начинают складывать слоги, а затем превращают их в слова. В результате для детей учиться читать становится приятно и просто.

Кубики Зайцева

Согласно этой системе, детей учат читать не по слогам, а по особым звукосочетаниям, называемым складами. Кубики Зайцева затрагивают тактильную, зрительную и слуховую область восприятия. Для этого они разделены на группы по цвету, размеру, весу и звучанию (за счет разного наполнения). Основатель методики тоже придерживался мнения, что дети легче отрабатывают навык чтения, если сначала учатся писать. Однако он предлагал осваивать письмо нестандартным образом — водя указкой по специально разработанным таблицам или кубикам со складами. Во время занятий двигательная активность детей не ограничивается, а, наоборот, поощряется. Автор объяснял это тем, что принудительное прекращение движения тела вызывает у ребенка снижение мозговой активности.

Кубики Чаплыгина

Еще одна методика обучения, в которой главным дидактическим материалом являются кубики Чаплыгина с изображенными на их гранях слогами и буквами. В комплект входят простые кубики и сдвоенные, которые можно свободно вращать, комбинируя слоги по своему усмотрению и составляя из них разные слова. Занятия рекомендовано начинать с трех лет, когда ребенок уже умеет хорошо говорить и способен связать сказанное с изображением или надписью. Автор придерживался мнения, что не нужно перегружать дошкольника отвлекающей информацией, вроде сопровождающих картинок, потому что детское восприятие может усвоить информацию искаженно.

Заключение

Независимо от выбранной методики, если процесс обучения организован правильно, дети осваивают новую деятельность с удовольствием и интересом. Специалисты нашего Центра советуют с ранних лет прививать ребенку любовь к литературе. Этого легко можно достичь, если вместе с малышом рассматривать красочные иллюстрации, читать ему вслух добрые сказки, обмениваться впечатлениями о приключениях героев. Важно сделать книгу неотъемлемой частью жизни, тогда ребенок сам захочет научиться правильно читать, как мама и папа.

Все изображения взяты из открытых источников

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Синицин Яков Сергеевич

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов