Как мотивировать ребенка на учебу
В написании статьи участвовал(а)
Вертунова Анастасия Андреевна
Реабилитолог, Невролог
От природы любознательные дети все более усложняющийся мир изучают непрерывно с момента своего появления на свет. Нет профессий важнее на свете, чем учитель и врач. Потому что учитель «лепит» человека, а врач его спасает. И главная задача родителей и педагогов — не подавить здоровую любознательность ребенка, своевременно направив его интерес к этому процессу в нужное русло. Правильная учебная мотивация — это залог эффективного обучения в любом образовательном учреждении, гарантия отсутствия необходимости принуждать ребенка учиться и сохранения дружеских отношений между родителями и детьми, а также значительная экономия времени и средств.
Важная роль естественного интереса детей к знаниям
Дети, мотивированные на учебу, доставляют в этом отношении минимум хлопот родителям, которым достаточно время от времени мимоходом интересоваться школьными успехами своего ребенка. Такой школьник экономит и свое время, не зазубривая часами материал, и время родителей, освобожденных от рутинной работы «надзирателя» при выполнении домашних заданий. Нервы и средства, необходимые для того, чтобы достичь желаемого уровня знаний, также остаются в сохранности. Немаловажными моментами являются сохранение комфортного психологического климата в семье, а у самого ребенка — высокой самооценки и авторитета среди сверстников.
Сохранившие природную тягу к знаниям дети быстрее найдут счастливый путь в жизни, раскроют свой потенциал, уверенно и успешно будут справляться с трудностями.
Причины отсутствия интереса к учебе
Любознательный дошкольник, успевший утомить близких непрестанными вопросами из самых разных областей знаний, после начала обучения в школе может попасть в разряд «средних» или даже «отстающих» по совсем неожиданным для родителей причинам. Перед тем как мотивировать ребенка на учебу, важно внимательно оценить его индивидуальные особенности. У школьника могут возникнуть сложности:
- с чтением и письмом;
- с общением;
- с запоминанием;
- с поведением;
- с усидчивостью;
- и с массой других факторов, которые сами по себе могут свести на нет труд ребенка даже при высокой его заинтересованности в получении знаний.
Родителям, заметившим такое несоответствие, в первую очередь следует исключить возможные нарушения развития у ребенка. Квалифицированные специалисты Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» помогут скорректировать или полностью устранить подобные проблемы. Это — важный шаг, который существенно усилит у ребенка мотивацию учебной деятельности.
Четыре главных шага на пути к ненавязчивой мотивации ребенка на учебу
Неправильная мотивация может не только оказаться неэффективной — она способна отвратить от знаний даже тех, кто стремится их получить детей. Родителям и педагогам, ищущим ответ на вопрос, как мотивировать ребенка к учебе, психологи дают следующие советы:
- Все, что связано с образованием, базируется на личной эмпатии. Ребенка нужно «заразить» интересом к науке, знаниям, и страстно любящий свой предмет педагог или увлеченный родитель непременно сумеет раскрыть потенциал склонного к определенному делу ученика. Ребенку должно быть «страшно» интересно заниматься, и он в таком случае готов работать круглые сутки. Как отрицательный пример — чрезмерное увлечение компьютерными играми за неимением других интересов. Следует дать ребенку максимальное количество всяких возможностей. Часть из них отпадет сама.
- Ни в коем случае не следует порицать ребенка за плохие отметки. Выразить сожаление можно, не забыв поинтересоваться, что стало причиной такой оценки его знаний. Быть может, знания здесь ни при чем, а корень проблемы кроется вовсе не в нежелании трудиться.
- Не запугивать ребенка будущей «нищей жизнью» из-за несостоявшейся карьеры. Его видение счастливой жизни может не совпадать со взглядами родителей. Сегодня он ученик, а в будущем — талантливый и востребованный художник (врач, архитектор), а не экономист (юрист, инженер).
- Не попрекать вложенными в его образование силами и средствами. Ребенку важна поддержка родителей в его стремлениях, а не объем материальных инвестиций, распределяемых без учета его истинных потребностей. Даже с оглядкой на то, что родители действуют исключительно для блага своих детей.
Проблемы с чтением и письмом могут обвалить остальные предметы. И это не будет свидетельством того, что ребенок не понимает их, а лишь того, что у него такая особенность.
Нет ничего важнее в сфере образования живого человеческого общения. Особенно на начальном этапе образования, когда первые учителя могут привить любовь или, наоборот, отбить охоту к усвоению новых знаний. Поэтому к выбору педагогов, будь то школьный учитель или педагог специализированного центра, помогающий ребенку преодолеть имеющиеся трудности и направляющий его ум, следует отнестись очень ответственно.
Роль родителя и педагога, как примера и вдохновителя в стремлении впитывать знания, очень высока. Однако для того, чтобы их усилия были как можно более эффективными, следует исключить любые препятствия, связанные с трудностями психологического, речевого, поведенческого характера. Специалисты Центра, в том числе специализирующиеся в области детской психологии, помогут выявить и устранить у ребенка мешающие эффективному обучению нарушения. На любом этапе образования, а особенно в его начале, помощь профессионалов может кардинально улучшить его качество и в результате — повысить самооценку ребенка и его шансы на успешную жизнь.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также
«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве
Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.
Телефон
Эл. почта
Адреса
М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1
М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3
М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108