Двигательное развитие ребенка

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Как же это происходит

Все начинается с того, что мышцы малыша должны окрепнуть и подготовиться для ходьбы. Первое достижение ребенка происходит в 2-3 месяца. Когда он учится и уже потом держит головку. Далее малыш, находящийся на руках матери пытается подтянуть ее к своей груди, этот навык очень важен, когда:

  • начинает формироваться вертикальная ость тела;
  • малыш начинает становиться более самостоятельным, что очень заметно; 
  • такое положение служит началом формирования опоры на ручки.

Ближе к 3-4 месяцем ребенок уже может полностью опираться на раскрытые ладони. Таким образом, малышу удается освободить руки, чтобы затем переносить тяжесть тела на одну сторону, когда начнется формирования переворотов и сидения.

В 4-5 месяцев кроха учиться уже переворачиваться, он делает это со спины на живот и в обратном направлении. Вот на этом этапе ребенок уже может достать игрушку или свободно перемещаться на кровати.

Не пугайтесь, если ваш ребенок научился крутиться вокруг пупка лежа на животе, это еще один рефлекс, который помогает малышу в развитии мышечного корсета для дальнейшего прямохождения, примерно такие навыки есть у деток 6-ти месяцев.

А мы уже исследуем мир

Ребенок перед тем как окончательно поползти должен научиться раскачиванию на четвереньках, это поможет ему ориентироваться в пространстве, понять, как это двигаться ползком. Ползание необходимо так, как:

  • происходит развитие координации; 
  • оба полушария головного мозга теперь могут переключаться между собой;
  • формируется нижнее поле зрения, поэтому улучшается зрительное восприятие; 
  • удается понять собственное тело, ощутить его;
  • формируются пространственно-временные конструкции;
  • идет представление о чувствительности, особенно тактильной.

В это же самое время малыш учится произносить первые звуки, чтобы на практике понять, как обращаться с языком. Именно в это время идет закладка речевых особенностей ребенка, его полное восприятие действительности.

Кстати, есть мнения насчет того, что если у ребенка проблемы с грамотой в школе, то, скорее всего, это связано с тем, что он недостаточно хорошо освоил ползанье. Когда малыш начинает ползти, нейронные связи в его голове укрепляются, и идет закладка новых. У такого ребенка не будет проблем с правописанием, он будет понимать, что и куда писать. 

Но вот если ребенок «недоползал», то у него с большей вероятностью могут произойти нарушения в функциональном созревании нервной системы. В самых худших случаях нарушения работы полушарий может способствовать появлению таких нарушений, как дисграфия или дислексия, с которыми малышу придется бороться всю жизнь. 

Есть одно «Но»

Современные детки очень часто пропускают несколько действительно важных этапов, отсутствие которых может потом вылиться во что-то неприятное. Например, ребенок не ползал вообще или ползал только назад и по-пластунскии, а потом, раз и он уже стоит, то есть нарушается правильное этапное развитие нервной системы. Правильное ползанье для развития мозга на какой-то момент, даже важнее чем хожденье.

Полноценным ползаньем считается передвижение с попеременной опорой на четыре конечности, без прижатого живота к поверхности (на «карачках»). Врач может обнаружить гипертонус мышц у такого малыша, чем может сильно испугать молодую маму. Да и она постепенно станет замечать, что ребенок не стоит на стопе совершенно, он передвигаемся только на носочках. Такие проблемы у ребенка могут быть вплоть до 10 лет, малыш будет очень нескоординирован и неловок в передвижении. 

Но вот в чем загвоздка: двигательная активная напрямую связана с развитием речи и умственных способность. То есть, помимо того, что ребенок плохо ходит, у него могут наблюдаться трудности в обучении такие как:

  • хаотичность восприятия вещей и предметов;
  • частые ошибки при письме;
  • проблемы с произношением букв и звуков, речь тянущаяся, не связная;
  • проблемы с общением со сверстниками.

После всего этого у ребенка может сильно пошатнуться эмоциональный фон. Он станет замкнутым и нелюдимым, у него начнутся проблемы с общением с одноклассниками и учителями, а про хорошие оценки можно вообще забыть. 

Такой малыш обычно физически очень слабый, он постоянно болеет. Родители стараются, как можно сильнее опекать свое чадо, чтобы он не чувствовал себя в семье изгоем. В итоге ребенок начнет понимать, что к нему относятся особенно, и он будет требовать еще больше внимания и любви, у него начнутся проявляться эгоистические наклонности. 

Двигательная сфера напрямую связна с речевой, поэтому не стоит торопить своего малыша. Пускай садиться, когда ему удобно, и начинает ходить, когда за хочет. Не стоит сравнивать своего ребенка с соседским, который уже вовсю бегает, пока ваш малыш неловко шатается из стороны в сторону. Все мы разные, поэтому развитие каждого — это уникальный процесс, который не требует вмешательства из вне. 

Стоимость консультации врача-невролога 3 600 рублей 1800 рублей

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов