Аграмматизм
В написании статьи участвовал(а)
Гороховский Евгений Александрович
Реабилитолог, Невролог
Аграмматизм в современной логопедии — это тяжелое нарушение грамматической структуры языка, требующее специальной коррекции. Он характеризуется сложностями или полной неспособностью воспринимать предложения, составлять их самостоятельно. Детям с этим расстройством трудно выражать собственные мысли из-за неправильного употребления склонений и спряжений, пропуска предлогов, ошибок согласования слов. У детей с аграмматизмами отмечаются сложности письма и чтения. При обнаружении таких нарушений рекомендуется обратиться к логопеду для диагностики и дальнейшего лечения. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития.
Причины
Аграмматизмы затрудняют понимание, порой создают комичные ситуации и демонстрируют недостаточную осведомленность ребенка о грамматических правилах языка. Однако большинство детей со временем, по мере развития языковых навыков и получения образования, исправляют свои ошибки.
В зависимости от характера расстройства аграмматизм бывает двух типов: импрессивный (нарушено понимание грамматических оборотов) и экспрессивный (неправильное потребление падежей, предлогов). Вызвать их способны неврологические травмы с тяжелым повреждением области Брока, отвечающей за речевое производство.
К другим причинам моторно-речевого расстройства относятся:
- генетическая предрасположенность;
- патологии слухового анализатора;
- токсическое влияние на плод;
- нарушение общего развития;
- инфекционные болезни.
В некоторых случаях нарушение обусловлено неврологическими причинами, среди которых:
- особенности развития мозга — в раннем возрасте мозг ребенка активно развивается, и любые отклонения в этом процессе способны привести к нарушениям языковых функций (например, из-за неблагоприятных условий во время беременности — инфекции, токсичное воздействие или недостаток кислорода);
- неврологические расстройства — детский церебральный паралич, аутизм или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) связаны с аграмматизмами, когда дети с этими расстройствами испытывают трудности в понимании и использовании грамматических правил.
В устной речи ребенка аграмматизмы проявляются при дефиците речевого опыта в семейном кругу, недостатке общения со сверстниками и обучения в дошкольном образовательном учреждении. Наши врачи и педагоги с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему — диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции.
Основные примеры
Распространенные примеры речевых аграмматизмов у школьников и детей дошкольного возраста: исковерканные формы и неправильные окончания слов, несогласование членов предложений.
- ошибка в согласовании: правильно — «Этот слон большой», неправильно — «Эта слон большой»;
- неправильное использование падежей: правильно — «Я вижу маму», неправильно — «Я вижу мама»;
- пропуск окончаний: правильно — «У меня есть игрушка», неправильно — «У меня есть игрушк»;
- ошибки в образовании форм слов: правильно — «Я бегу», неправильно — «Я бегую»;
- неуместное использование местоимений: правильно — «Он ушел», неправильно — «Она ушел».
Примеры аграмматизмов у школьников: ошибки в построении сложных предложений, путаница с родом и числом, ошибки в использовании предлогов, неправильное использование временных форм, проблемы с порядком слов:
- ошибки в построении сложных предложений: «Я пришел домой, начал читать книгу когда» вместо «Когда я пришел домой, я начал читать книгу»;
- путаница с родом и числом: «Мой друзья пришли» вместо «Мои друзья пришли»;
- ошибки в использовании предлогов: «Я поехал на город» вместо «Я поехал в город»;
- неправильное использование временных форм: «Вчера я вижу фильм» вместо «Вчера я видел фильм»;
- проблемы с порядком слов: «Купил я новую книгу» вместо «Я купил новую книгу».
Все эти ошибки довольно быстро исчезают при старательных и регулярных занятиях с логопедом, строгом соблюдении его рекомендаций.
Методы лечения
Независимо от формы аграмматизма, начинать лечить его лучше как можно раньше. Это позволит эффективнее корректировать расстройства речи. Лечение обычно проводят комплексно с применением следующих методик:
- занятия с логопедом-дефектологом (групповые, индивидуальные) — направлены на выполнение специальных упражнений, интенсивное развитие навыков коммуникации;
- общение с психологом — помогает избавиться от эмоциональных расстройств, связанных с речевым нарушением;
- игры на совершенствование речи — помогают быстрее запоминать правила грамматики, корректно составлять предложения;
- активное участие, поддержка родителей (совместное чтение книг, исправление грамматических ошибок) — позволяют ребенку приобрести уверенность в своих силах, скорее достигать успехов на коррекционных занятиях.
Благодаря своевременному применению методик активации мозга и глубокому пониманию специалистами нашего Центра всех процессов, которые привели к нарушению развития центральной нервной системы у детей, мы разработали высокоэффективный алгоритм воздействия, направленный на восстановление нормальной работы мозга.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также
«НейроСпектр» — сеть клиник детской неврологии и реабилитации в Москве
Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем все возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.
Телефон
Электронная почта
Адреса в Москве
Миклухо-Маклая, д.18/1 (ст. м. «Беляево»)
Широкая, д.3, кор.3 (ст. м. «Медведково»)