Что делать, если ребенок стесняется разговаривать?
В написании статьи участвовал(а)
Синицин Яков Сергеевич
Реабилитолог, Невролог
Многие дети в младенческом и раннем возрасте осторожны в общении с незнакомцами. При этом им трудно не только заговорить с посторонним взрослым, но и инициировать диалог со сверстником во дворе или детском саду. Родители беспокоятся, заметив, что их ребенок молчит на прогулках, избегает активных игр с ребятами. Специалисты клиники помогают взрослым понять, почему дети стесняются, и как побороть застенчивость и робость. При восстановлении процессов, нарушивших развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра проводится совместная работа врачей, специалистов функционального развития.
Причины детской осторожности в общении с незнакомыми
Эксперты в области педагогики и психологии выделяют несколько наиболее распространенных причин того, что ребенок не хочет говорить со сверстниками и взрослыми. К ним относятся:
- высокая интровертированность личности;
- заниженная самооценка;
- природная застенчивость;
- ребенок стесняется отвечать только на уроках в школе, потому что испытывает трудности в освоении образовательной программы;
- элективный мутизм.
Ребенку, который стесняется вступать в диалоги с ровесниками, необходима помощь квалифицированных специалистов: психолога, логопеда, а иногда невролога и психотерапевта.
Как помочь дошкольнику социализироваться
В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» специалисты проводят комплексную диагностику личности, в ходе которой выясняют, почему ребенок не хочет говорить. Диагностика включает в себя:
- Логопедическое обследование — позволяет выявить и оценить проблемы и нарушения в речевом развитии детей, определить причины и помочь ему преодолеть стеснение, развить навыки общения и самовыражения, чтобы он мог свободно и уверенно разговаривать со сверстниками и взрослыми).
- Психологическое тестирование — помогает выявить скрытые эмоциональные и психологические факторы, которые влияют на его способность общаться и выражать свои мысли. По результатам определяются особенности личности ребенка, его уровень самооценки, социальные навыки и степень стеснительности, что позволяет разработать индивидуальный план помощи и поддержки, направленный на преодоление стеснения и развитие коммуникативных навыков.
- Педагогическое наблюдение — позволяет выявить особенности развития малыша, который стесняется разговаривать, провести наблюдение за его поведением, речью и взаимодействием с окружающими. Во время наблюдения педагоги выявляют факторы, которые вызывают стеснение и затрудняют общение, отмечают прогресс и серьезность проблемы для последующей разработки подходящей стратегии и методики, направленных на развитие навыков общения и преодоление стеснительности.
Если ребенок стесняется говорить из-за речевых дефектов, родителям рекомендуют записаться на курс развивающих занятий с логопедом. Понять, что делать, если человек может говорить, понимает обращенную к нему речь, но стесняется участвовать в диалогах, поможет консультации психолога.
Памятка для родителей по социализации застенчивых детей
Чтобы малыш научился получать удовольствие от процесса межличностного общения, не стоит создавать ему стрессовые ситуации, насильно записывая его в театральный кружок или приглашая каждый день гостей. Такой подход приведет к формированию психологической травмы.
Формированию уверенного поведения способствует приучение к самостоятельности. Расширить диапазон стереотипов поведения можно с помощью ролевых игр, в которых можно имитировать реальные ситуации. Такой метод помогает выработать эффективные стратегии поведения. С целью укрепления самооценки необходимо поощрять ребенка и отмечать его достижения — это поможет укрепить его уверенность в себе и постепенно преодолеть стеснение.
Анализ поступков героев литературных произведений и художественных фильмов также способствует пробуждению у ребенка желания взаимодействовать и общаться с окружающими. Научившись быть приветливым, дружелюбным и отзывчивым, он будет комфортнее чувствовать себя в коллективе.
При необходимости можно обратиться к специалистам — к логопеду, педагогу или психологу. Если стеснение ребенка серьезно мешает его социализации и учебе, эти специалисты предложат индивидуальные подходы и методики для преодоления застенчивости и развития навыков общения.
Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые вызвали и мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работе мозга.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также
«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве
Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.
Телефон
Эл. почта
Адреса
М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1
М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3
М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108