Что делать, если ребенок стесняется разговаривать?

В написании статьи участвовал(а)

Синицин Яков Сергеевич

Реабилитолог, Невролог

Многие дети в младенческом и раннем возрасте осторожны в общении с незнакомцами. При этом им трудно не только заговорить с посторонним взрослым, но и инициировать диалог со сверстником во дворе или детском саду. Родители беспокоятся, заметив, что их ребенок молчит на прогулках, избегает активных игр с ребятами. Специалисты клиники помогают взрослым понять, почему дети стесняются, и как побороть застенчивость и робость. При восстановлении процессов, нарушивших развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра проводится совместная работа врачей, специалистов функционального развития.

Причины детской осторожности в общении с незнакомыми

Эксперты в области педагогики и психологии выделяют несколько наиболее распространенных причин того, что ребенок не хочет говорить со сверстниками и взрослыми. К ним относятся:

  • высокая интровертированность личности;
  • заниженная самооценка;
  • природная застенчивость;
  • ребенок стесняется отвечать только на уроках в школе, потому что испытывает трудности в освоении образовательной программы;
  • элективный мутизм.

Ребенку, который стесняется вступать в диалоги с ровесниками, необходима помощь квалифицированных специалистов: психолога, логопеда, а иногда невролога и психотерапевта.

Как помочь дошкольнику социализироваться

В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» специалисты проводят комплексную диагностику личности, в ходе которой выясняют, почему ребенок не хочет говорить. Диагностика включает в себя:

  1. Логопедическое обследование — позволяет выявить и оценить проблемы и нарушения в речевом развитии детей, определить причины и помочь ему преодолеть стеснение, развить навыки общения и самовыражения, чтобы он мог свободно и уверенно разговаривать со сверстниками и взрослыми).
  2. Психологическое тестирование — помогает выявить скрытые эмоциональные и психологические факторы, которые влияют на его способность общаться и выражать свои мысли. По результатам определяются особенности личности ребенка, его уровень самооценки, социальные навыки и степень стеснительности, что позволяет разработать индивидуальный план помощи и поддержки, направленный на преодоление стеснения и развитие коммуникативных навыков.
  3. Педагогическое наблюдение — позволяет выявить особенности развития малыша, который стесняется разговаривать, провести наблюдение за его поведением, речью и взаимодействием с окружающими. Во время наблюдения педагоги выявляют факторы, которые вызывают стеснение и затрудняют общение, отмечают прогресс и серьезность проблемы для последующей разработки подходящей стратегии и методики, направленных на развитие навыков общения и преодоление стеснительности.

Если ребенок стесняется говорить из-за речевых дефектов, родителям рекомендуют записаться на курс развивающих занятий с логопедом. Понять, что делать, если человек может говорить, понимает обращенную к нему речь, но стесняется участвовать в диалогах, поможет консультации психолога.

Памятка для родителей по социализации застенчивых детей

Чтобы малыш научился получать удовольствие от процесса межличностного общения, не стоит создавать ему стрессовые ситуации, насильно записывая его в театральный кружок или приглашая каждый день гостей. Такой подход приведет к формированию психологической травмы.

Формированию уверенного поведения способствует приучение к самостоятельности. Расширить диапазон стереотипов поведения можно с помощью ролевых игр, в которых можно имитировать реальные ситуации. Такой метод помогает выработать эффективные стратегии поведения. С целью укрепления самооценки необходимо поощрять ребенка и отмечать его достижения — это поможет укрепить его уверенность в себе и постепенно преодолеть стеснение.

Анализ поступков героев литературных произведений и художественных фильмов также способствует пробуждению у ребенка желания взаимодействовать и общаться с окружающими. Научившись быть приветливым, дружелюбным и отзывчивым, он будет комфортнее чувствовать себя в коллективе.

При необходимости можно обратиться к специалистам — к логопеду, педагогу или психологу. Если стеснение ребенка серьезно мешает его социализации и учебе, эти специалисты предложат индивидуальные подходы и методики для преодоления застенчивости и развития навыков общения.

Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые вызвали и мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работе мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Сальникова Алла Владимировна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов