Дисграфия и дислексия — как помочь детям

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Трудности в освоении навыков грамоты возникают у многих первоклассников. Они обусловлены нарушениями развития письменной и устной речи детей. В логопедии такие отклонения принято называть дислексией и дисграфией. Они поддаются исправлению. Чтобы помочь ученику, нужно записать его на диагностику к логопеду-дефектологу. Специалист назначит курс коррекционных занятий, направленных на профилактику дисграфии и дислексии. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития с применением различных активизирующих методик.

Особенности проблем, связанных с обучением

Дислексией у детей принято называть совокупность нарушений, препятствующих формированию навыков безошибочного чтения. В основе диагноза лежит слабая дифференциация графического начертания букв родного языка. Симптомами дислексии является звукозамены и нарушение слогового чтения.

Различные виды дислексии приводят к тому, что первоклассник не понимает смысла прочитанного текста, не в состоянии его пересказать.

Дисграфией называют различные виды нарушений письменной речи. Данная патология проявляется в искаженном написании букв, пропуске отдельных фонем, слогов и слов в предложении.

Современные подходы к диагностике нарушений

Логопедические диагнозы, связанные с нарушением процесса освоения грамоты, дефектологи ставят только после окончания первого класса. Это связано с тем, что первоклассники только начинают овладевать грамотой, поэтому в 6–7 лет говорить о стойких речевых отклонениях, которые затрудняют обучение, рано.

О диагнозе говорят в начале второго класса, когда у школьника обнаруживаются следующие проблемы:

  • пропуск или замена букв при письме, недописывание и недочитывание окончаний слов;
  • ошибки в падежном согласовании существительных и прилагательных;
  • непонимание прочитанного отрывка художественного текста, неумение отвечать на вопросы по тексту;
  • изменение порядка слогов в слове;
  • сложности соотнесения звука и графического начертания буквы, которую обозначает данный звук.

Логопедические ошибки при оценивании проверочных работ не учитываются учителем, отметка за них не снижается. В ходе логопедического обследования специалист только констатирует факт ошибок, после чего начинает профилактику развития дислексии и дисграфии.

При обнаружении любого из приведенных симптомов у малыша необходимо обратиться за профессиональной медицинской помощью. У родителей не будет повода беспокоиться, потому что наши специалисты с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему — диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения.

Как помочь ученику

Для преодоления трудностей при чтении и письме логопед приглашает детей с дислексией и дисграфией на индивидуальные занятия. Для преодоления трудностей им необходимы специальные коррекционно-развивающие игры со словами и фонемами. В игровой форме специалист закрепляет у младшего школьника знание лексико-грамматических основ языка, учит подбирать нужное падежное окончание.

С помощью поиска похожих букв в тексте логопед учит ребят запоминать, как правильно пишутся похожие символы, обозначающие разные звуки. Чтобы ребенок не путал буквы, нужно развивать его произвольное внимание и зрительную память.

В ходе консультации логопед рекомендует родителям игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, навыков звукового синтеза и анализа у младшего школьника. Выполнять их нужно каждый день.

Для повышения эффективности обучения стоит записать ребенка на специальные занятия с психологом, направленные на развитие когнитивных функций.

Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра всех процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, позволили создать мощный, эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Сальникова Алла Владимировна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов