Развитие творческих способностей у детей


В написании статьи участвовал(а)
Томилин Сергей Сергеевич
Невролог
Сложно отрицать значимость детского творчества в становлении личности человека. Умение отойти от общепринятых стандартов, заявить о себе, подойти к решению вопроса креативно и индивидуально — эти способности закладываются в раннем детстве. В это время важно сосредоточить внимание на совершенствовании творческого потенциала ребенка. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации работают опытные педагоги и психологи, основная задача которых — научить родителей, как можно развить творческие способности у детей в процессе игровой и познавательной деятельности.
Творчество в повседневной жизни
Наиболее ценный период для закладки креативных способностей — это дошкольный возраст. В первые годы жизни нужно целенаправленно воздействовать на развитие творческой личности ребенка.
Особое внимание следует обратить на интеллектуальное и творческое развитие ребенка до 3 лет. Именно тогда происходит формирование характера, личностных качеств, определяются склонности, привязанности, закладывается фундамент психики.
Главным ориентиром для ребенка в это время являются члены его семьи. Заинтересованность взрослых и их желание помогать малышам в познании мира — залог успешного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Специалисты нашего Центра утверждают, что гарантией успешного всестороннего развития ребенка и раскрытия его талантов является, прежде всего, спокойная и благожелательная домашняя атмосфера, а также наличие условий для плодотворной познавательной деятельности.
Приобщение детей к домашним делам
Родители часто недооценивают важности совместных домашних дел. Занимаясь с папой ремонтом пылесоса, а с мамой лепкой вареников, ребенок не только осваивает новый вид деятельности. В раннем детстве еще не работают стереотипы и шаблоны. Дети подходят к любому занятию с увлечением, часто демонстрируя нестандартный подход к решению рутинных задач. Поддержка значимого взрослого, одобрение и участие с его стороны формируют у малыша уверенность в том, что познавать новое, трудиться, брать на себя ответственность — это важно, интересно и безопасно.
Создание маленьких шедевров из обычных вещей
Создание поделок из подручных материалов — эффективный способ развития творческих способностей у детей. Можно создавать картины из макарон, собирать снеговика из пластиковых стаканчиков, мастерить кукольную мебель из спичечных коробок или собачку из сосновых шишек. Эти занятия не только помогут усовершенствовать творческие способности, но и окажут положительное влияние на развитие мышления и мелкую моторику.
Пусть прогулка станет увлекательным приключением
Природа — это неисчерпаемый источник идей для развития творческих способностей. Прогулки во дворе или в парке помогут расширить кругозор ребенка. Можно вместе с мамой наблюдать за сменой дня и ночи, разглядывать причудливые формы облаков, собирать коллекцию «драгоценных» камней и изучать жизнь муравейника. Важно научить малыша бережному отношению к природе, эмпатии. Детская душа отзывчива к событиям, окрашенным эмоционально. Такие продуктивные прогулки способствуют развитию индивидуальности, эстетического восприятия, формированию семейных и общечеловеческих ценностей.
Говорить и слушать
Чтобы ребенок научился логично и связно выражать свои мысли, он должен регулярно слышать грамотную и красивую речь. Самым маленьким можно читать стихи, потешки, прибаутки, петь песни, включать аудиокниги. Бытовые действия желательно сопровождать комментариями и пояснениями. По мере совершенствования речевой деятельности нужно стимулировать ребенка к разговору: вместе пересказывать сказки, заучивать стихи, придумывать новых героев и их приключения. Это расширит словарный запас малыша, научит его фантазировать, строить логические цепочки, облекать мысли и эмоции в слова.
Игра как основа творческого прогресса
Подчас родители, озадачившись мыслью, как найти талант у ребенка, забывают, что дети самовыражаются в процессе игровой деятельности. Главное, не сужать понятие игры до банального строительства башни из кубиков. Существуют разные варианты развлечений: пазлы, конструкторы, мозаики, лото, обучающие карточки, наборы для опытов и рукоделия. Главное, не оставлять ребенка один на один с новой забавой, объяснять правила взаимодействия с ней. Можно подключить к занятию других членов семьи. Совместная игра не только является одним из приоритетных методов развития творческих способностей ребенка, но и помогает выявить его ведущие склонности и интересы.
Геометрия
Ребенку предлагают некоторое количество разных по форме и размеру бумажных фигур. Его задача — превратить детали в знакомые предметы (домик, цветок, гриб). Аналогичное занятие можно провести с объемными фигурами или деталями конструктора.
Хорошо и плохо
Для формирования аналитических навыков отлично подходит игра, в которой названное явление или предмет рассматривается с противоположных точек зрения. Например, дождь — это хорошо, потому что увлажняет почву, а, значит, растения будут лучше расти, но плохо, так как сегодня не получится пойти в парк на аттракционы.
Игры в слова
Это развлечение знакомо каждому с детства. Можно по очереди придумывать слова на ту букву, каким заканчивается предыдущее, перечислять названия предметов, начинающиеся на одинаковую букву, находить антонимы, вспоминать названия предметов определенной категории. Детям постарше понравится игра в города или «Крокодил».
Идеи для творческого развития
Позволяя ребенку реализовывать свои фантазии и замыслы, родители тем самым одобряют его смелость, стремление к индивидуальности и самовыражению. Эти качества присущи всем успешным людям. Родителям важно знать, какими бывают занятия, развивающие таланты у детей, и применять их на практике.
Кукольный театр
Процесс превращения тряпичных кукол в живых персонажей приводит детей в восторг. С помощью кукольного театра можно не только развить творческие способности, но и в непринужденной форме научить ребенка, что делать в таких же жизненных ситуациях, в которых оказались кукольные герои. Такая деятельность помогает скромным и робким детям проявить себя, стимулирует воображение, учит общаться, укрепляет веру в свои силы. Можно организовать праздничное представление для родных, привлекая ребенка к созданию сюжета, декораций, нарядов для героев спектакля. Это отличная идея для проведения творческих занятий с детьми.
Рисование
Деятельность, доступная в любом возрасте. Пальчиковое рисование — одна из ведущих методик раннего развития. Практиковать его рекомендуют уже с шестимесячного возраста. Достаточно купить ватман и специальные краски. С дошкольниками можно рисовать акварелью, мелками, карандашами, фломастерами. Изобразительная практика формирует эстетическое восприятие, учит размышлять, анализировать, визуализировать.
Лепка
Лепка — еще одна эффективная техника развития творческих наклонностей в детском возрасте. Она помогает улучшить память, образное мышление, усидчивость, воображение, учит планировать свои действия, систематизировать информацию. В качестве материала для лепки можно использовать обычный или шариковый пластилин, глину, соленое тесто. В начале обучения необходимо показать ребенку, как выполнять простые элементы и соединять их между собой. Со временем процесс можно усложнять, вместе создавая сюжетные композиции.
Аппликация
Создание аппликаций способствует умственному, эстетическому совершенствованию личности, развитию фантазии и мелкой моторики, ответственной за речь. Следует научить ребенка обращаться с ножницами, линейкой, клеем. Сначала лучше работать сообща, постепенно предоставляя малышу больше свободы. Со временем можно использовать в работе новые материалы и текстуры.
Родительская поддержка — основа успеха
Новорожденный ничего не знает об окружающей реальности. Хорош мир или плох, красив или безобразен, справедлив или жесток? В первые годы малыш воспринимает жизнь через призму родительского опыта. Крайне важно, чтобы этот опыт был окрашен положительно.
Использование в воспитании методов развития активного творческого мышления помогает усовершенствовать имеющиеся природные способности малыша и выявить новые. Папа и мама, участвуя в жизни ребенка, играя с ним, принимая и поощряя его индивидуальность, формируют счастливую, креативную и успешную личность.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также
«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве
Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.
Телефон
Эл. почта
Адреса
М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1
М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3