Постановка звука [С] в словах

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Формированием правильной речи надо заниматься с раннего возраста. Чтобы стать полноценным участником диалогов, дошкольнику следует научиться четко выговаривать все звуки, независимо от их расположения в словах. В нашем Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» постановкой звуков занимается логопед-дефектолог. Диагностика у специалиста нужна для определения речевого и неврологического статуса пациента и выбора оптимального способа постановки звуков. В клиниках нашего Центра врачи и специалисты по функциональному развитию совместно работают над восстановлением процессов, влияющих на работу мозга ребенка, эффективно применяют различные активизирующие методики.

Как нужно произносить звук [с]

Чтобы звук [с] звучал красиво, надо усвоить правила артикуляции. Эта фонема относится к группе переднеязычных твердых щелевых свистящих звуков.

Губы следует слегка растянуть, а зубы — сомкнуть. Четкость и понятность речи зависят от правильного положения языка в ротовой полости. В средней части он слегка выгибается, а кончиком и боковыми краями упирается в нижний ряд зубов. Так как звук [с] глухой, голосовые связки при его воспроизведении в разных словах не участвуют.

Логопед нашего Центра учит детей самостоятельно проверять правильность произнесения фонемы. Для этого нужно приложить ладонь к губам. Струя выдыхаемого воздуха должна быть прохладной.

Как подготовить речевой аппарат

Становлению четкого произношения способствует артикуляционная гимнастика. Задания на звук [с] рекомендуется выполнять ежедневно. Делать упражнения надо перед зеркалом. Артикуляция звука [с] происходит постепенно, при выполнении следующих игровых заданий:

  • улыбнуться, плотно сжав зубы;
  • свернуть язык в форме трубочки и направить в нее воздушный поток;
  • сделать из языка широкую лопатку, положив его на нижнюю губу;
  • пускать мыльные пузыри, сдувать пушинки и дуть на мелкие игрушки в тазике с водой.

Автоматизация звука [с] происходит, когда малыш подражает речи взрослого. Ежедневные занятия способна ускорить этот процесс, так как в ходе выполнения тренировочных упражнений активизируются все речевые мышцы. Закрепление верного произношения происходит с опорой на другие фонемы.

В некоторых случаях поставить звук удается только механическим способом с использованием вспомогательных инструментов (шпателя, зонда). Такие приспособления помогают научиться свистеть, управлять собственным языком и правильно располагать его в полости рта во время говорения.

Этапы логопедической работы

Сначала логопед учит ребенка правильно произносить твердый [с], тренируя его речевые мышцы. Затем специалист логопедическим инструментом надавливает на кончик языка пациента, чтобы сделать желоб. Такое положение язык должен занимать, когда требуется смягчить свистящую фонему.

На следующем этапе тренируемая фонема соединяется с гласными. В дальнейшем слоги объединяются в слова. Постепенно структура слов усложняется, количество слогов увеличивается. Как отмечают эксперты, логопедическая работа по автоматизации звука [с] способствует формированию базовых навыков слогового чтения.

Постановка звука [с] в дошкольном возрасте — это залог красивой речи и безошибочного письма. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, позволили создать мощный, эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов