Влияние недоношенности на речевое развитие


В написании статьи участвовал(а)
Куличенко Леся Викторовна
Абилитолог, Невролог
Недоношенность негативно влияет на речевое развитие детей, особенно тех, кто родился до 37-й недели беременности. Они часто сталкиваются с медицинскими и неврологическими проблемами, которые мешают им учиться и общаться. У недоношенных детей высок риск задержек в речевом развитии и языка из-за недостатка времени для формирования нейронных связей и опыта взаимодействия с миром. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития с применением различных активизирующих методик.
Какие факторы влияют на формирование речевых расстройств
Задержка речи у недоношенных детей проявляется не только в затруднении понимания слов и фраз, но и в снижении способности к их озвучиванию, недоразвитии фонематического восприятия и становления других языковых навыков. У таких малышей наблюдаются нарушения произношения, ограниченный словарный запас и трудности с грамматическим построением предложений. Кроме того, преждевременные роды приводят к нарушению слуха или сложностям с восприятием и обработкой слуховой информации, что, в свою очередь, отражается на развитии речи.
Среди основных факторов того, как недоношенность влияет на речь ребенка, специалисты называют:
- Мозговое недоразвитие — риск столкнуться с неврологическими проблемами и задержкой речи из-за недостаточной сформированности мозга на ранних сроках внутриутробного развития.
- Физические аспекты — слабый мускульный тонус затрудняет формирование артикуляционных органов.
- Социальное взаимодействие — ограниченные возможности общения с окружающими приводят к недостатку коммуникационной практики.
- Стресс — переживания из-за долгого нахождения в больнице, дополнительных медицинских вмешательств и других факторов негативно сказываются на когнитивных и речевых функциях.
- Сопутствующие расстройства — аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и другие психоневрологические нарушения препятствуют социальной адаптации.
Эти факторы влияют на способность воспринимать и обрабатывать вербальную информацию. Благодаря современным методам диагностики и раннего вмешательства, у большинства детей есть возможность преодолеть эти трудности и успешно развиваться. Диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции. Логопедическая работа и вовлечение детей в социальное взаимодействие значительно улучшат их навыки произношения.
Программы и специальные занятия с логопедами-дефектологами «НейроСпектр» помогут детям развиваться в соответствии с их возрастом. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра всех процессов, которые вызвали нарушение и мешают развитию у детей центрального отдела нервной системы, позволили создать мощный, эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также

