Речевые нарушения у детей

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Освоение речи — важная и сложная задача, стоящая перед ребенком раннего возраста. Ему сначала предстоит адаптироваться к жизни в окружении близких, а затем и влиться в коллектив чужих людей — детей разного возраста и взрослых. Главный инструмент коммуникации для человека — речь, нормальное развитие которой позволяет благополучно пройти начальный этап социализации. Речевые нарушения у детей не только затрудняют и задерживают этот процесс. Они могут стать препятствием в получении качественного образования и усложнить в дальнейшем самореализацию и профессиональный рост. Помимо этого, дефекты такого рода являются одной из причин психологического дискомфорта и невротических заболеваний. А это может существенно снизить качество жизни. Поэтому разобраться с причинами отклонения и помочь ребенку восстановить способность к нормальному общению — задача каждого ответственного родителя, столкнувшегося с такой проблемой.

Как распознать отклонение от нормы

Общению детей между собой и со взрослыми могут препятствовать разные нарушения речевого развития, наблюдаемые сегодня у многих пациентов дошкольного возраста. Среди наиболее известных нужно отметить:

  • дислалию, выражающуюся в неправильном произношении некоторых звуков;
  • заикание;
  • дизартрию;
  • моторную (вызванную поражением отвечающих за речь мозговых центров) и сенсорную (непонимание смысла слов, речи) алалию;
  • афазию, возникшую из-за травмы или болезни;
  • реактивный мутизм — внезапную немоту, возникшую у говорящего ребенка;
  • задержку нормального темпа развития речи.

В некоторых случаях родители могут самостоятельно установить вид четко выраженного дефекта. Однако при сложных и стертых формах патологии, при комбинированных или нерегулярных искажениях в словах, фразах, а также при возникновении сомнений необходима консультация профильного врача. Заикание, например, нужно отличать от возможного временного повтора отдельных слогов в составе слова, когда ребенок отрабатывает произношение. А сенсорная алалия может навести на ошибочную мысль об умственной неполноценности ребенка. Специалисты Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» до начала коррекционной работы проводят тщательное обследование детей с речевыми нарушениями, что позволяет установить точную причину и характер отклонений. Широкий штат Центра дает возможность не только ограничиться занятиями с логопедом, как в простом случае дислалии, но и провести эффективную реабилитацию для устранения нарушений неврологического характера.

В чем кроется источник проблемы

Исключительная восприимчивость ребенка к травмирующим психологическим и физическим факторам характерна во внутриутробный период развития и в первые годы жизни. Причины речевых нарушений делят на две категории, соответствующие этим временным промежуткам:

  1. Биологические — качество здоровья родителей, особенно матери, качество течения беременности и родов.
  2. Социально-психологические — качество окружения и воспитания на начальном этапе жизни.

Для мамы будущего и уже родившегося ребенка, а значит, и для него самого исключительно важное значение имеет комфортное психологическое окружение. Одно это существенно снизит вероятность искажений в период становления речи у ребенка, особенно в критические периоды ее развития.

Ошибки в произношении, формировании слов, структуре предложений могут присутствовать на протяжении всего дошкольного возраста, когда ребенок усваивает структуру родного языка. Если круг общения двуязычный, также могут возникнуть некоторые сложности. Отличить естественные временные ошибки, для исправления которых нужна лишь помощь внимательного взрослого и время, от действительно проблемной ситуации поможет опытный логопед. У детей коррекцию речевых нарушений важно проводить как можно раньше — это сократит время работы по их устранению и избавит от проблем в общении и обучении, чреватых психологическими расстройствами.

Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» в своей работе использует новейшие разработки, которые позволяют установить точную причину и исправить множество дефектов речи, в том числе и перечисленные выше. Установив точно характер отклонения, высококвалифицированные сотрудники Центра составляют оптимальную программу восстановления, которая даст наилучший эффект и будет комфортной для каждого конкретного ребенка.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов