Технологии развития связной речи дошкольников

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Успешное развитие связной речи у детей раннего возраста не может происходить обособленно. Оно является следствием совершенствования творческих и интеллектуальных способностей. В первые годы жизни ребенка наблюдается постепенное усложнение форм взаимодействия с окружающим миром. В это время задача родителей и педагогов — научить малыша выражать мысли и чувства словами, объединять их в целостный рассказ. Формирование правильной, выразительной речи основывается на овладении рядом навыков. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» высококвалифицированные специалисты проводят всестороннюю работу над развитием связной речи детей посредством специально разработанных приемов и методов.

Работа с образами и описаниями

Дошкольникам проще учиться новому в процессе игровой деятельности. Существует ряд игр на развитие связной речи и формирование образного мышления, которые успешно используются на практике.

1 этап — отработка навыка сравнения и группировки

По достижении ребенком трехлетнего возраста нужно уделить внимание развитию у него аналитических способностей. На начальном этапе следует учить малыша группировать предметы и явления по общим признакам: цвету, величине, форме, вкусу и т. д.

2 этап — работа с загадками

Эффективной технологией развития связной речи дошкольников является загадывание и отгадывание загадок. Занятие развивает логическое и аналитическое мышление, закрепляет умение сравнивать свойства и признаки предметов, учит подбирать подходящие слова, учитывая их вторичное значение.

По мере овладения навыка отгадывания загадок нужно учить ребенка обратному действию — пусть он сам придумывает загадки и предлагает окружающим найти правильный ответ.

3 этап — знакомство с метафорами

Следующий этап формирования связной речи предполагает отработку умения составлять и использовать в разговоре метафоры. Как правило, это занятие вызывает у детей раннего возраста серьезные затруднения. Чтобы процесс освоения новой деятельности шел легче, крайне важно получить эмоциональный отклик со стороны малыша, превратив обучение в веселую игру.

Во время работы важно двигаться от простого к сложному. Освоение метафор нужно осуществлять на основе знакомых малышу ярких образов. Например, доступным языком объяснить, почему седину называют серебряной, а про умелого человека говорят, что у него золотые руки. Постепенно ребенок почувствует тонкую связующую нить между отдельными явлениями, которые, на первый взгляд, не близки, и сможет создавать метафоры самостоятельно.

Развитие связной речи через пересказ

Маленькие дети с удовольствием фантазируют. Эта способность успешно используется в современных технологиях развития связной речи дошкольников. Зародившиеся в детской голове образы и идеи могут и должны быть облечены в слова. Этот процесс не так прост, как может показаться. Чтобы развить это умение, нужно начинать с азов. Родители или педагоги должны регулярно побуждать малыша к описанию простых сюжетных иллюстраций, комментированию бытовых дел, выражению мнения по тому или иному вопросу.

Занятия нужно проводить в спокойной, дружелюбной обстановке, без спешки и давления. Это позволит избежать негативных ассоциаций с осваиваемой деятельностью.

В развитии связной речи дошкольников крайне важен пример взрослого. Нужно научить ребенка, как пересказывать прочитанное: с чего начинать рассказ, как описывать предметы, внешность, характеры героев и их поступки. Чем больше положительных эмоций останется у малыша от совместной работы, тем быстрее он проникнется интересом к процессу и проявит инициативу. Ведь дети не способны долго оставаться в роли слушателя и зрителя.

Задача взрослого — используя средства развития связной речи, стимулировать наметившийся прогресс, подталкивая малыша к концентрации на деталях, эмоциональному оживлению картины. Для формирования красочных образов необходимо задействовать во время пересказа все органы чувств.

Осваиваем новое и закрепляем пройденное

Когда ребенок хорошо освоит навык описательной речи, следует дать ему возможность попрактиковаться в новом деле. Задача заключается в том, чтобы сместить фокус внимания со своего внутреннего «я» на личность другого человека. Такая практика не только развивает воображение и учит выражать свои мысли, но и формирует способность сопереживать людям, понимать их чувства и мотивы.

Рекомендации специалистов нашего Центра к занятиям по развитию связной и выразительной речи в дошкольном возрасте следующие:

  1. Во время совместной работы желательно чередовать реалистичные истории и фантастические сюжеты. Это стимулирует развитие воображения и способствует расширению словарного запаса ребенка. Также нужно стремиться использовать в рассказах все разнообразие частей речи и образно-выразительных средств (олицетворений, противопоставлений, синонимов, антонимов, фразеологизмов).
  2. Если в силу своего темперамента ребенок неусидчив, не стоит действовать принуждением. Нужно превратить обучение в увлекательную игру, в которой повествование позволено сопровождать движениями, жестикуляцией, эмоциональными всплесками.
  3. Чтобы получить максимальный эффект от речевых упражнений, можно поддерживать интерес малыша, задавая наводящие вопросы и стимулируя его к рассуждению о причинах поступков и мыслей героев.
  4. Для закрепления навыка связной речи ребенку важно научиться преодолевать страх, возникающий перед выступлением или устным пересказом. Этот момент прорабатывается регулярными тренировками. Постепенно сложный процесс становится привычным занятием даже для самых робких малышей. Спустя некоторое время можно повышать уверенность ребенка в своих силах, превращая рассказы в мини-спектакли.

Учитывая особенности развития связной речи у детей, становится ясно, что освоение навыка выразительно и содержательно высказывать свои мысли основывается на интеллектуальном, творческом и эмоциональном совершенствовании личности ребенка. До поступления в школу он должен научиться говорить связно и осмысленно, наделять речь эмоциональной окраской, использовать в достаточном объеме словарный запас и выразительные средства языка.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов