Речевые стратегии при нарушениях слуха

Общение с детьми с приобретенным или врожденным нарушением слуха осложнено тем, что они зачастую страдают речевым расстройством. Оно нередко становится причиной проблем в адаптации к окружающей среде, социализации. Но в случае своевременного визита к логопеду и корректировки речевого развития слабослышащие маленькие пациенты начинают хорошо разговаривать, читать. Для получения положительного результата требуется мощное психолого-педагогическое поддерживание участников коррекционно-развивающего процесса, включая родителей и логопеда-дефектолога. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития с применением различных активизирующих методик.

Речевое развитие слабослышащих детей

Во время обучения общению с другими людьми дошкольники с нарушением слуха испытывают много трудностей. В противоположность здоровым детям, они не способны воспринимать чужой разговорный опыт. Поэтому им приходится регулярно и усердно заниматься с учителем-логопедом, чтобы впоследствии начать самостоятельно разговаривать.

Особенность общения малышей до трех лет с нарушением слуха состоит в том, что они плохо усваивают новые слова или некорректно их выговаривают: меняют буквы местами, проглатывают окончания. Кроме того, им очень тяжело излагать мысли. Дошкольники, у которых развит голосовой аппарат, часто разговаривают на «собственном» языке. Причем реплики других они воспринимают в искаженном виде. Слабослышащие малыши плохо улавливают окончания слов, неправильно оценивают их грамматически. В результате сильно страдает словарный запас. Основная цель учителя в процессе обучения ребенка с выраженным нарушением слуха общению — доносить ему неискаженную информацию.

При обнаружении любого из приведенных симптомов у малыша необходимо обратиться за профессиональной медицинской помощью. У родителей не будет повода беспокоиться, потому что наши врачи и педагоги с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему — диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения.

Особенности логопедической работы

Изначально логопед проводит диагностику для установления уровня речевого развития больного малыша, выявления слуховых расстройств. Учитывая все собранные данные, он составляет эффективную программу занятий. К самым важным направлениям работы, ориентированным на развитие общения детей с нарушениями слуха, относят:

  • получение навыков верного звукопроизношения;
  • улучшение фонематического восприятия;
  • обогащение грамматического строя речи;
  • совершенствование связного высказывания;
  • обучение пониманию прочитанного.

Выполнение коррекционно-образовательной программы позволяет детям с диагностированным нарушением слуха овладеть доступными средствами общения (словесной речью, мимикой, жестами), влиться в образовательную среду. С помощью игровых и практических заданий они учатся не только распознавать звуки, но и использовать речь в общении с окружающими. Интеграция в образовательную среду достигается через совместные занятия с детьми, имеющими нормальный слух, что способствует социализации и укреплению доверительных отношений.

Психологическая поддержка и обучение семьи играют важную роль в создании благоприятной среды для развития ребенка. В такой среде малыш может не только получать новые знания, но и применять их на практике. Успешная коррекционно-образовательная программа помогает детям с нарушениями слуха стать увереннее и самостоятельнее. Это открывает перед ними новые возможности и перспективы.

Благодаря своевременному использованию методик активизации мозга и глубокому пониманию процессов, влияющих на развитие центральной нервной системы ребенка, специалисты нашего Центра разработали мощный и эффективный алгоритм воздействия, который помогает восстановить нормальную работу мозга.

удов, поэтому одна из задач логопедии — научить дошкольника ритмическому дыханию. Оно необходимо для формирования четкости и плавности повествования. Среди методик работы логопедов в детских развивающих центрах есть дыхательные практики, задания на коррекцию темпа высказываний и развитие силы голоса. В совокупности эти методы способствуют становлению связной речи дошкольника. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития с применением различных активизирующих методик.

Что представляет собой речевое ритмическое дыхание

Главное отличие речевого дыхания от неречевого — его произвольность. Речевое дыхание должно быть ритмическим, чтобы человек рационально использовал поток выдыхаемой воздушной струи. Когда человек говорит, он делает короткие энергичные вдохи и плавные медленные выдохи. При этом периодически он делает смысловые паузы. Такой механизм необходим для правильного формирования звуков, слогов, слов. Он обеспечивает оптимальную громкость и интонационное богатство говорения.

Нарушение речевого ритмического дыхания у ребенка нередко становится препятствием для общения и развития. Необходимо использовать дыхательные упражнения, чтобы развить контроль над дыханием и улучшить его ритм. Хорошо помогут упражнения на расслабление. Нужно создавать комфортную речевую среду: чаще общаться с ребенком и поощрять его, когда он рассказывает даже придуманные истории. Регулярные занятия с логопедом помогут скорректировать нарушения и достичь хороших результатов.

В случае если у ребенка наблюдаются речевые нарушения и/или трудности с произношением звуков, наши врачи и педагоги с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему — диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции.

Как научить ребенка правильно дышать в процессе говорения

Чтобы повествование дошкольника было выразительным, логопеды используют методику переменно-ритмического дыхания. С помощью игровых действий специалисты учат дошкольников управлять вдохами и выдохами во время говорения. Например:

  1. Задание «Отправь в ворота!». Для этой игры из кусочка ваты нужно скатать шарик, а из подручных материалов соорудить ворота. Ребенку предлагается дуть на ватный шарик, направляя его потоком воздуха в ворота. Цель задания — вырабатывать силу воздушной струи, управлять артикуляционным аппаратом и научить малыша делать долгие выдохи.
  2. Эксперимент «Бурление». Для выполнения упражнения берут два устойчивых стакана и трубочку для коктейля. В один стакан наливают немного воды, а вторую емкость наполняют доверху. Ребенку предлагается поочередно опускать трубочку в стаканы и дуть в нее, чтобы вызвать бурление на поверхности воды. При этом акцент делается на то, что вода не должна расплескаться. Условия эксперимента заставляют дошкольника контролировать силу выдыхаемой воздушной струи.
  3. Командная задача «Удержи мяч». Упражнение логопеды используют на групповых занятиях. В центр небольшого столика кладут теннисный мячик, с каждой стороны от стола встают четверо детей. Им нужно дуть на мячик так, чтобы он не упал со стола. Дополнительные игры развивают внимательность и скорость реакции.

Ежедневное выполнение упражнений на развитие ритмичности вдохов и выдохов при произнесении длинных предложений развивает у детей умение контролировать скорость говорения. Они привыкают подбирать оптимальный темп высказываний, добиваясь их четкости, выразительности, логической стройности повествования.

Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра всех процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, позволили создать мощный, эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов