Ребенок плохо учится — причины

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

От родителей часто можно услышать, что ребенок в маленьком возрасте был талантлив, а пошел в школу — стал не успевать, получать низкие оценки, а также жалобы от педагогов за нарушение дисциплины. Родители не понимают, как так, в три года уже проявлял смекалку, в четыре — научился считать и складывать, в пять — читать, а в школе — нулевые результаты. В такой ситуации семьи чаще всего выбирают два самых простых, проверенных веками метода: кнута и пряника. Получил хорошую оценку — возьми сладости, планшет или другой подарок, замечание или плохая оценка — неделя без телефона, прогулок или вовсе физическое наказание. Но ни то, ни другое не решает проблему. Психологи рекомендуют смотреть глубже и искать истинные причины плохой успеваемости.

Психологический кризис

Каждый человек на протяжении жизни проходит ряд кризисов, связанных с физиологическими, социальными и психологическими изменениями. Первые месяцы в школе — это один из первых кризисов, который ребенок переживает в осознанном возрасте. Много новых людей, правил, требований. До этого ребенок проходил социализацию исключительно с родителями или в детском саду, где основная деятельность — это игра, а теперь тон задает педагог. Кроме того, 15-25 сверстников (в среднем в классе) заставляют начать сравнивать себя и других, что также может вызывать нагрузку на психику.

Чтобы преодолеть психологический кризис, с ребенком нужно общаться, дать ему время на адаптацию, слушать его ежедневные впечатления от школы и хвалить за успехи (взрослые должны замечать прогресс).

Отставание в развитии

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Кроме того, у детей школьного возраста может наблюдаться отставание в развитии. Причины этого могут быть разными, например:

  1. Дисфункция клеток головного мозга. Это может быть из-за того, что мать во время беременности употребляла алкогольные напитки
  2. Психологические травмы.
  3. Травмы головного мозга.

Самая большая сложность в том, что нарушения работы головного мозга впервые могут проявиться в подростковом возрасте, когда необходима будет длительная и интенсивная интеллектуальная нагрузка.

Часто плохое поведение в первые годы учебы — это не бунтарство, а неспособность четко озвучить свои проблемы, тем более с относительно незнакомым человеком (педагогом). Самой распространенной проблемой является зрение: ребенок не видит, что написано на доске, спросить стесняется и занимает себя чем-то другим. Он вроде бы и занят делом (как ему кажется), но не учится, из-за чего получает выговор от учителя. Подобные проблемы могут вызвать проблемы со слухом. Плохой слух может спровоцировать ситуацию, когда уже будучи подростком он не может долго сконцентрироваться на сложной задаче.

Бывает также ряд психологических заболеваний, за которыми необходимо постоянно наблюдать. Случается, что ребенок не различает цвета, либо не интерпретирует символы. В такой ситуации нужно обратиться за помощью к психиатру и невропатологу.

Низкий уровень дошкольной подготовки

До того, как отправить малыша в школу, родители должны подготовить его интеллектуально и психологически. В 4-6 лет нужно учить элементарным вещам, часто разговаривать с ним, слушать, гулять на свежем воздухе, наблюдая за окружающим миром. Это уменьшит стрессы и нагрузку на психику во время школьного психологического кризиса.

Нужно не только научить считать и знать буквы, но и выполнять простые задания, по 5-10 минут. Это дисциплинирует и приучает к тому, что выполнять задание — это норма, а чтобы выполнить — нужно приложить усилия. Задания должны быть в зоне актуального развития: простые настолько, чтобы задание было сразу понятно, но сложные в той степени, чтобы требовали немного усилий.

Конфликты в семье

Часто родители перекладывают ответственность за успеваемость ребенка на педагогов либо на него самого, а проблемы могут быть в самих родителях. Дети очень чувствительно переживают ссоры между отцом и матерью, из-за чего могут не воспринимать школьный материал.

Необходимо учиться не ссориться при ребенке, а если и возникают конфликты, то решать их мирно, не оскорбляя и не крича друг на друга, а главное — всегда демонстрировать примирение.

Чрезмерные нагрузки

Ребенок не может выполнять большой объем работ, долго концентрироваться на однообразной работе, длительное время работать над запоминанием. Часто родители считают, раз их малыш одаренный — его нужно нагружать по полной. Но ребенок — это не проект, он может совершать ошибки, не понимать и не иметь склонности к тому, о чем мечтают родители. Если папа мечтает, чтобы сын стал футболистом, а тому не нравится мяч — не нужно мучить. Спорт — это хорошо, это здоровье, а вот профессиональный спорт — это совсем другое.

Не нужно давать много непосильных задач, пусть лучше они будут распределены на небольшое время. Важно научить его самого расставлять приоритеты и порядок выполнения. Это дисциплинирует и приучает к самостоятельности. Ожидаемых результатов можно добиться, если направлять его интересы на интеллектуальную и физическую активность.

Особенности темперамента

Все дети разные. Кто-то схватывает быстро (и часто быстро забывает), кто-то долго запрягает телегу, но потом долго едет. К каждому нужен индивидуальный подход. Меланхоликам и флегматикам сложнее рассказывать стихи на публике и отвечать у доски, хотя часто они учат дома хорошо. Холерики и сангвиники со временем больше надеются на свою изобретательность, чем на качественную домашнюю подготовку.

Родители хорошо знают свой темперамент и своих родственников, а значит могут в процессе взросления ребенка заметить, какой именно темперамент у него формируется. Необходимо узнать об этом темпераменте детальнее и учитывать его характеристики при формировании задач, а также поговорить с педагогами, спросить их советы.

Конфликты в школе

В классе много детей, а значит, конфликты неизбежны. Ребенок может попасть под давление сверстников или наоборот в плохую компанию. Его друга или подругу могут обижать, из-за чего он будет часто переживать. Конфликты могут быть и с педагогом, из-за чего ребенок «защищается» и не идет с ним на контакт.

Совет: держите всегда руку на пульсе, чтобы знать, в какой среде находится ребенок. Помните, что вмешиваться в конфликт нужно только в том случае, если есть риск плохих последствий. Если ребенок не хочет идти в школу, всегда просите его рассказать почему, а не ругайте, что «так нельзя, в школу нужно ходить». В случае конфликта с педагогом всегда нужно слышать и учитывать обе стороны.

Подводя итог, следует отметить, что необходимо наполнять свободное время ребенка его интересами, занимаясь любимыми делами он привыкнет к занятости, и у него возникнет потребность в «микроуспехе» — крошечных ситуациях, где он сможет проявить и реализовать себя, продемонстрировать свои умения и навыки.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Новрузов Мехди Насреддинович

Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов