Постановка свистящих звуков


В написании статьи участвовал(а)
Гороховский Евгений Александрович
Абилитолог, Невролог
В логопедии дефект произношения свистящих [с, з, ц] и шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков называется сигматизмом и относится к фонетическим нарушениям. Расстройство диагностируется в ходе логопедического обследования устной речи. Дефективное произношение свистящих звуков часто наблюдается у детей и нередко обусловлено работой и развитием их нервной системы, ответственной за формирование и контроль артикуляционных навыков. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на работу мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития, использующих различные активизирующие методики.
Почему возникают
Проблема в основном связана с недостаточной развитостью мышц ребенка, отвечающих за артикуляцию. В результате этого мышцы неправильно контролируют поток воздуха через губы и зубы, вызывая искажение звука. В некоторых случаях постановка свистящих звуков связана с анатомическими особенностями ребенка, например, недостаточное прикрытие неба при озвучании [ш] или [ж], а также из-за других причин:
- Задержка речевого развития.
- Наследственность.
- Инфекции верхних дыхательных путей.
- Обструктивный синдром аденотонзиллита (увеличенные или воспаленные небные миндалины затрудняют прохождение воздуха через дыхательные пути).
- Повышенное напряжение мышц рта и языка, приводящее к трудностям с артикуляцией звуков.
- Слуховые нарушения, деформирующие правильное восприятие и произношение.
- Травма или операция в области рта, губ или языка.
На фоне неврологических проблем необходимо комплексное лечение, включающее восстановительные мероприятия для улучшения работы нервных путей, а также логопедические занятия для коррекции артикуляции и развития речи.
Как выявляются и лечатся
Диагностика и коррекция дефекта свистящих звуков у детей требует комплексного подхода и применения специальных методик. В клиниках детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» диагностические и коррекционно-лечебные мероприятия проводятся в несколько этапов:
- Оценка артикуляционных навыков — анализируется произношение (фрикативных согласных) шипящих [с, з, ш, ж] и свистящих [с, ц, ш, щ] звуков и определяется, какие из вариантов их озвучания присутствуют наиболее ярко.
- Оценка акустических характеристик — определяется интенсивность и продолжительность произношения свистящих звуков, их частотных параметров.
- Оценка артикуляционных движений — с помощью электромиографии и/или рентгенографии исследуется работа органов речи ребенка в процессе выговаривания звуков.
Логопеды-дефектологи нашего Центра составляют для каждого ребенка индивидуальную программу коррекции, которая включает:
- комплекс логопедических упражнений;
- видео- и аудиотренинги;
- игры и упражнения для языка и губ;
- психологическую поддержку.
В некоторых случаях, когда нарушение свистящих звуков обусловлено физическими или анатомическими особенностями голосовых органов, а также проблемами неврологического характера, к работе подключается врач-невролог.
Активное и своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, позволили создать мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормального функционирования мозга.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также

