Почему ребенок не общается со сверстниками


В написании статьи участвовал(а)
Синицин Яков Сергеевич
Абилитолог, Невролог
Нередко родители замечают, что их ребенок сложно идет на контакт с ровесниками, предпочитает проводить время в одиночестве. Поэтому маме и папе обязательно стоит обратить внимание на это, понаблюдать, в каких именно случаях ребенок категорически не приемлет никакого общения. Возможно, стоит обратиться к специалистам, которые помогут разобраться в проблеме.
Каковы причины отчуждения
Прежде всего не стоит сразу бить тревогу, а необходимо внимательно проанализировать поведение малыша, оценить окружающую обстановку. Это поможет выявить стрессовые, конфликтные ситуации, из-за которых у малыша могло возникнуть нежелание коммуницировать. Причин замкнутости существует немало. Среди них специалисты называют следующие, наиболее распространенные:
Интроверсия
Причина нежелания общаться со сверстниками может быть в том, что ребенок — интроверт. Люди с таким складом характера вне зависимости от возраста предпочитают тишину, спокойную обстановку и одиночество шумным компаниям и веселью. Характерные черты, отличающие ребенка-интроверта:
- Игры в одиночестве.
- Вдумчивое чтение книг.
- Умение идти на контакт, но отсутствие потребности в этом.
- Интерес к научным фактам, их анализу.
- Фокус на чувствах и эмоциях — своих и окружающих.
Интроверты будут рассказывать о своих чувствах, эмоциях, переживаниях, они очень эмпатичные, сопереживающие, тогда как экстраверты будут шутить, веселиться, вести себя шумно, открыто и напоказ. Интровертов не нужно переделывать, стараться «расшевелить», поэтому принятие родителями особенностей характера своего ребенка — лучшее решение.
Задержки речевого развития
Причина одиночества и избегания общения может заключаться в неспособности к вербальной коммуникации из-за недоразвития или задержки развития речи (ЗРР). В возрасте 2-4 лет некоторые дети не могут начать общаться, хотя другие их ровесники уже активно учатся взаимодействовать с окружающими. В 5-6 лет малыши уже выстраивают логические цепочки, формируют мысли в сложные предложения, а дети с ЗРР не могут подобрать нужные слова, чтобы конкретизировать свои мысли.
Поэтому в коллективе с детьми, имеющими задержку речевого развития, сложно общаться: они преимущественно медлительные, долго подбирают и обдумывают слова, что зачастую не устраивает и раздражает сверстников. В результате происходит отдаление детей друг от друга: ни одна из сторон не хочет поддерживать коммуникацию, всячески избегают ее. В этом случае необходимо привлекать профильных специалистов, которые помогут решить проблемы с развитием речи, интеллектуальными способностями, научить ребенка правильно говорить, быстрее и точнее выражать свою мысль.
Самооценка
Некоторые дети избегают общения из-за проблем с самооценкой. Причем малыш с низкой самооценкой уверен, что с ним неинтересно играть, тогда как ребенок с высокой самооценкой убежден, что он достаточно хорош для общения со сверстниками. Родителям важно понаблюдать за самооценкой сына или дочери, чтобы правильно откорректировать ее. Необходимо, чтобы в общении никто не чувствовал себя слабым, плохим, неудачливым, но и в противовес ни в коем случае не проявлял надменность, гордыню в адрес других.
Патологическая застенчивость
Стесняться нового человека, постороннего прохожего — нормальный процесс для детей дошкольного возраста. Однако среди них есть такие, которые проявляют застенчивость регулярно, они как бы выбирают, с кем они будут раскрепощенными, а с кем предпочитают молчать. Отказ от общения используется как метод манипуляции для подтверждения значимости собственного «Я». Дети таким образом могут подчеркивать свою значимость, привлекать к себе избыточное внимание путем демонстрации своей особенности. Эта проблема решается психологом, который выявит причины такого поведения ребенка, сможет развить его общительность в правильном русле, желание идти на контакт как с ровесниками, так и со взрослыми.
Рекомендации как решить проблему
Родителям стоит внимательно следить за тем, как развивается их ребенок, за его успехами, трудностями, участвовать в формировании в нем личностных качеств. А для этого необходимо:
- наблюдать за поведением малыша в разных ситуациях;
- обратиться к специалистам, чтобы подтвердить или исключить патологии;
- составить с психологами и педагогами план коррекции поведения ребенка, чтобы максимально развивать его сильные черты и купировать слабые.
Если у ребенка диагностирована задержка речевого развития, важно продолжать работу по устранению проблемы с помощью профильных специалистов. Иногда трудности действительно бывают временными, которые пройдут с возрастом, однако при серьезных случаях мало-мальски упущенное время скажется на состоянии малыша крайне негативно — замедлит развитие интеллекта, речевого аппарата.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также

