Обучение детей беглому чтению

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Каждый современный человек должен обладать таким обязательным навыком, как чтение. Обучить ему довольно непросто, потому что требуется большая концентрация и внимание. В процессе образования появляется способность предугадывать дальнейшие слова. Этот навык называется антиципация. Во взрослом возрасте читающий может не сосредотачиваться на конкретном слове, а видеть структуру текста в целом, понимать его смысл, а также значение слов.

Что нужно развивать, кроме чтения

Дети не могут охватывать весь текст из-за отсутствия опыта, так как много сил затрачивается на распознавание букв, слогов, слов. Только научившись читать, они не сразу понимают прочитанное, поэтому им требуется время и возможность пересказать информацию. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» помогут приобрести необходимый опыт и подскажут, как научить ребенка скорочтению.

Для обучения детей беглому чтению необходимо проводить комплексные тренировки. Формирование желания у ребенка читать не состоит только из практики. Методика скорочтения для детей для достижения максимальных результатов должна включать следующие дополнительные тренировки:

  • развитие когнитивных способностей (памяти, внимания), а также навыка антиципации;
  • проведение занятий на мелкую моторику и формирование творческого мышления;
  • работа с отрывками текста на 60–80 или 120–180 слов, таблицами и другими носителями информации.

При отсутствии возможности проводить упражнения два раза в день, можно разделить занятие на два дня. Первая часть в этом случае включает обучение скорочтению, а вторая направлена на закрепление результата. Эффективность занятий зависит и от физического здоровья ребенка, его энергичности. Если малыш болен или устал, упражнения на скорочтение для детей будут для него изнуряющими. Лучше отложить тренировки до выздоровления.

Как отработать навык на отрывках

Для увеличения скорости в чтении важно не только формировать в ребенке желание читать, но и ставить перед ним планки. Достигая определенной ступени, обучающийся будет чувствовать успех и стремиться улучшить результат по полученному навыку.

В обучении скорочтению у детей на отрывках работает правило 30 слов. За основу необходимо брать количество слов, читаемых вслух за одну минуту. К стартовому показателю добавляется еще 30 слов, которые составят первую тренировочную цель.

Отрывок необходимо прочесть дважды. Эти попытки могут оказаться безуспешными, но с третьей попытки результат заметно улучшится. Повторение одного отрывка рекомендуется повторять до достижения результата в одну минуту. В следующую тренировку объем читаемой информации нужно увеличить на еще 30 слов.

Последовательное увеличение показателя до 180 слов в минуту во время чтения вслух позволит уменьшить нагрузку и достигнуть максимальных результатов.

Каких результатов позволит добиться чтение таблиц

Для ускорения распознавания слогов и букв, а также для преодоления слогового чтения, когда результат составит 30–60 слов в минуту, можно начинать занятия по таблицам. Читать таблицы столбиками нужно 30 секунд, записывая полученные показатели. Это позволит отследить динамику и создать мотивацию, что заметно увеличит скорость чтения.

Скорочтение для детей в таком формате дает возможность следить за правильным дыханием, артикуляцией, интонацией при произношении звуков, букв, слов.

Зачем нужно пересказывать текст

Развитию беглого чтения способствует пересказ прочитанного с увеличением объема на 1–2 страницы постепенно. Занятия должны привить привычку вслушиваться в получаемую информацию и улавливать ее смысл. Тренировки этого раздела включают:

  • пересказ услышанного текста;
  • составление текста по заданной теме.

Начинать упражнение можно с первого абзаца, постепенно увеличивая объем. При плохом самостоятельном чтении возможно участие родителей. Суть занятия заключается в формировании навыка анализа информации, выделения главного, не погружаясь в детальные подробности и описания. Постепенно занятия с пересказом перейдут в развернутые обсуждения.

Специалисты Центра готовы рассказать родителям о скорочтении и о том, как научить ребенка читать, улавливая главное из текста. Для возрастной категории 8–9 лет рекомендуется тренировка с помощью описания какой-либо темы или предмета, содержащая минимум 12 предложений.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов