Нарушение артикуляционной дифференциации

В написании статьи участвовал(а)

Бекетова Наталия Юрьевна

Реабилитолог, Невролог

Нарушение артикуляционной дифференциации у детей — серьезная проблема, которая влияет на правильное произношение звуков и затрудняет коммуникацию. Коррекция данного нарушения требует комплексного подхода и индивидуального подбора методик и упражнений. Профессиональные логопеды-дефектологи и специалисты в области речевого развития Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» помогут детям справиться с этой трудностью и развить правильный артикуляционный навык. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра проводится совместная работа врачей, специалистов в области функционального развития.

Что понимают специалисты под слабым звукоразличением

Нарушение дифференциации звуков часто возникает при функциональных дефектах различного типа. При этом в процессе комплексного обследования, связанного с уточнением диагноза при слабой логопедической дифференциации звуков, интеллектуальных отклонений не обнаруживается. Это означает, что аномалия поддается коррекции при условии систематической работы со специалистом и дома.

В логопедии артикуляционной дифференциацией принято называть неправильную работу отдельных частей речевого аппарата, приводящую к невнятному произношению слогов, слов в предложении. Аномалия не связана с мозговой дисфункцией, неврологическими проблемами и недоразвитием слухового анализатора. Точные причины, препятствующие формированию нормальной способности различать похожие по звучанию фонемы, не выявлены.

Ошибки выговаривания согласных часто встречаются у детей дошкольного и школьного возраста в длинных словах и сложных конструкциях. Их количество постепенно возрастает одновременно с увеличением темпа говорения.

Как проявляется патология

Тяжелые формы речевой дифференциации обнаруживаются у детей раннего возраста в сочетании с общим нарушением онтогенетического коммуникативного развития. В этом случае речь детей неразборчива. При углубленной диагностике выясняется, что у ребенка не только слабо развиты навыки дифференциации согласных звуков, но и есть логопедические диагнозы. Часть согласных он не выговаривает, часть — пропускает или заменяет созвучными. При этом отмечаются грубые ошибки лексико-грамматического характера.

Основные признаки нарушений артикуляционной дифференциации у детей:

  • недостаточное различение звуков в речи;
  • замена звуков похожими по артикуляции;
  • отсутствие ясной артикуляции звуков;
  • затруднение в произношении сложных звуковых сочетаний;
  • неразвитие мелкой моторики артикуляционных органов (языка, губ, гортани).

Легкие формы аномалии остаются незамеченными до старшего дошкольного возраста. В этом случае расстройство появляется только при произнесении дошкольником сложных фонем и слогов. Легкая степень характеризуется лишними звуками при говорении, свистом, шепелявостью, картавостью. При этом в некоторых «удобных» позициях в словах ребенок произносит проблемный звук правильно.

Диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции.

Как определяется степень тяжести диагноза

Критериями классификации дифференциации нарушений служат особенности говорения. Самым серьезным дефектом принято считать пропуски фонем в разных частях слов. Следующее по уровню тяжести расстройство — звукозамены. Искажение произношения отдельных согласных считается легким типом аномалии.

При условии раннего начала логопедической коррекционной работы, проблемы, связанные со звукоразличением и четкой дикцией, к старшему дошкольному возрасту исчезают. О положительной динамике судят по трансформации тяжелых форм логодиагноза в одиночные произносительные искажения.

Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра всех процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, позволили создать мощный, эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Бекетова Наталия Юрьевна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов