Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

В написании статьи участвовал(а)

Синицин Яков Сергеевич

Реабилитолог, Невролог

Детский сад для ребенка — это возможность социализироваться, научиться общаться со сверстниками. Одновременно садик для малыша — серьезный стресс, ведь ему нужно проводить время без мамы в окружении посторонних людей. Привыкание к новому окружению возникает не сразу. Родителям важно заранее подготовить малыша к садику и помочь ему в адаптации.

Подготовка к садику

Когда ребенок еще не ходит в детский сад, его можно подготовить к общению с детьми. Для этого стоит:

  • выводить малыша на прогулку туда, где много детей;
  • ходить с крохой в гости, особенно если там будут сверстники;
  • устраивать праздники, мероприятия и приглашать других детей с родителями;
  • рассказывать про детский сад.

У ребенка должен появиться опыт общения с другими детьми, а также опыт совместных игр, занятий. Тогда он не будет бояться коллектива и сможет сам знакомиться с ребятами. Когда ребенку рассказывают о том, что он будет проводить время в садике, это помогает немного подготовиться к разлуке с мамой. Разумеется, подготовить к этому на 100% нельзя — определенный стресс все равно будет.

Чтобы малыш мог проводить время не только с мамой, можно оставлять его иногда с папой, бабушкой или дедушкой. Как вариант, стоит попробовать няню. Ребенку надо научиться находиться в обществе с другими людьми — взрослыми и сверстниками.

Первые месяцы

В садике будет весело, но не сразу. В первые дни и даже месяцы ребенок может тосковать и вести себя скованно. Такое бывает даже с подготовленными ребятами. Чтобы немного сгладить ситуацию, стоит дать ему предметы из дома. Обычно это игрушки, которые помогают расслабиться и почувствовать себя в более комфортной среде.

Часто дети волнуются, что родители могут не прийти вовремя. Чтобы ребенок успокоился, можно предварительно обсудить с ним, что вы будете делать после садика, когда он вернется домой. Это поможет преодолеть нежелание идти в детский сад. Когда ребенок ходит в садик, с ним нужно проводить больше времени. Он успевает соскучиться по маме и хочет, чтобы с ним общались. Общение в домашнем кругу — это возможность рассказать о том, что произошло в садике, поделиться переживаниями.

Какие факторы влияют на адаптацию

Родителям надо учесть, что адаптация в дошкольном учреждении — индивидуальный процесс, который зависит не только от усилий мамы. На процесс влияют:

  • возраст;
  • особенности личности;
  • состояние здоровья;
  • темперамент.

Серьезное влияние оказывают особенности личности ребенка. Интровертам адаптироваться сложнее, а дети-экстраверты часто в восторге от общения вне дома. Родители могут повлиять на опыт общения, но превратить интроверта в экстраверта они не в силах. Замкнутые дети хотят быть в привычной среде и не любят перемен.

О возрасте стоит рассказать отдельно. Легче дается адаптация к детскому саду детям до 3-х лет, самая быстрая у детей в 1,5-2 года. Далее начинается так называемый «Я-возраст», когда приходит самоосознание. В этот период адаптироваться уже сложнее. Поэтому лучше начать водить малыша в садик пораньше, даже если самим родителям этого делать не хочется. В 3-4 года дети легко осваивают внешний мир, но желательно, чтобы к этому моменту они уже привыкли к садику.

Периоды адаптации

Отмечают три периода адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Это периоды изменений, стабилизации и компенсации. Период изменений — самый сложный, ребенок испытывает стресс и напряженность. Он может чаще болеть и требовать внимания. Второй этап наступает, когда малыш привыкает к новой среде. Он уже не капризничает и живо интересуется тем, что будет завтра в группе.

Однако и на этапе стабилизации еще возникают периоды, когда малыш капризничает. Это отголоски первого этапа. Капризы и стресс обычно наблюдаются, если у ребенка наблюдаются конфликты со сверстниками или когда самочувствие ухудшается.

Третий этап знаменует полную адаптацию в новом коллективе. Ребенок с радостью идет в садик. Там его ждут сверстники, новые игры и насыщенный событиями день. Родителям уже не нужно дополнительно мотивировать малыша. Когда он болеет, он скучает по своей группе. Это та цель, которую нужно достичь родителям при подготовке ребенка к дошкольному учреждению. Достичь ее можно, если проявить терпение.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Синицин Яков Сергеевич

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов