Игры для коррекции речевых нарушений у детей

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Наибольший интерес у детей вызывает игровой характер взаимодействия со сверстниками и взрослым. Именно поэтому все задачи, связанные с коррекцией речевых нарушений у детей дошкольного возраста, логопеды и дефектологи решают, предлагая творческие упражнения. Интерес и увлеченность воспитанников детского сада процессом взаимодействия со специалистом — залог успешности логопедической практики. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития с применением различных активизирующих методик.

Классификация логопедических средств

Диагностика и коррекция речевых нарушений детей предполагают использования разнообразных увлекательных методов и приемов. Все инструменты, которые есть в арсенале дефектологов, условно подразделяются на следующие группы:

  • подготовительные задания-сюрпризы, которые используются в начале встречи для создания рабочего настроя;
  • игры для постановки сложных фонем и коррекции речевого развития;
  • дидактические упражнения для автоматизации правильной артикуляции и четкого звукопроизношения, формирования дифференциации звуков, которые необходимы для четкой дикции, выразительности повествования;
  • групповые развлечения, создающие условия для свободного общения, дискуссий, преодоления тревожности, застенчивости, агрессивности и личностных комплексов.

На первых сеансах используются игры на проверку и тренировку фонематического слуха. Они ориентированы на звукопостановку и автоматизацию артикуляции. Затем в содержание сеанса специалисты включают упражнения на развитие дыхания, чтобы подготовить малышей к свободному общению, пересказыванию художественных текстов, сочинению историй.

В работе с младшими школьниками широко применяются игры, направленные на коррекцию речевых нарушений, возникающих при дисграфии, дислексии и прочих аномалиях. В дополнение к ним с учениками начальных классов проводятся тренинги развития коммуникативных умений. Логопед умело использует элементы психологического тренинга, которые помогают детям лучше узнать себя и принять свои индивидуальные особенности. Предпочтителен групповой формат, предполагающий непосредственное общение и совместную творческую деятельность.

Нарушения речевого ритмического дыхания могут помешать общению и развитию ребенка. Для улучшения контроля над дыханием и восстановления его ритма рекомендуется использовать дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Укрепить навыки поможет комфортная речевая среда: необходимо чаще общаться с ребенком, поощрять его, даже если он рассказывает вымышленные истории. Регулярные занятия с логопедом и диагностика у специалиста нашего Центра помогут скорректировать нарушения и достичь хороших результатов.

Принципы выбора коррекционных инструментов и методов

Программа коррекции речевых нарушений предполагает выбор логопедом тех инструментов, которые необходимы конкретному маленькому пациенту. Именно поэтому на первых встречах специалист использует комплекс диагностических инструментов, позволяющих выявить проблемы и отклонения от онтогенетических норм развития.

Коррекция речевых нарушений у детей требует комплексного подхода и использования различных инструментов и методов:

  • индивидуальные занятия с логопедом;
  • игровые методики;
  • психолого-педагогическая поддержка;
  • логопедические упражнения;
  • работа с родителями;
  • арт-терапия и коррекционные группы.

Выбор игрового метода коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит от их неврологического статуса, продолжительности курса и приоритетных целей. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра всех процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, позволили создать мощный, эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов