Этапы развития речи ребенка с 0 до 6 лет

В написании статьи участвовал(а)

Синицин Яков Сергеевич

Реабилитолог, Невролог

Нарушения на любом этапе развития речи у детей требуют пристального внимания и работы со специалистами. Игнорирование дефектов может сказаться на качестве социализации, обучения и профессиональной деятельности во взрослой жизни. Чтобы понимать, на что именно обратить внимание, родителям нужно ознакомиться с тем, когда и какие изменения должны происходить при правильном формировании речевого аппарата. Убедиться в соответствии норме или исправить возможные проблемы помогут специалисты Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр».

Онтогенез речи

Речь на протяжении первых шести лет жизни человека развивается очень интенсивно. От кряхтения и крика, при помощи которых младенец выражает весь спектр доступных ему эмоций, до связного, осмысленного разговора с интонационной окраской.

Развитие ребенка от рождения до шести лет охватывает несколько периодов, для которых характерны заметные качественные изменения в произношении, построении предложений и разговора. Специалисты выделяют такие основные этапы развития речи у детей:

  1. Первая голосовая реакция новорожденных — крик. Затем с формированием голосового аппарата идет подготовка к звукопроизношению и к 2–3 месяцам появляется гуление.
  2. Постепенно усложняясь, гуление переходит в лепет — простейшее сочетание губных и заднеязычных согласных с гласными (ба, ма, на).
  3. Первые слова дети начинают произносить с 8–11 месяцев, активно пытаясь повторить их за близкими окружающими.
  4. К двум годам, когда ребенок начинает много говорить предложениями из нескольких (от двух-трех) слов, осваивается произношение мягких звуков.
  5. В три года среди активных слов должно присутствовать местоимение «я» и падежные окончания.
  6. В период с трех до четырех лет формируется монолог, диалог, правильно формулируются вопросительные предложения. Дети этого возраста способны рассказать короткое стихотворение, небольшой рассказ. К концу этого этапа фонематическое восприятие должно быть развито, присутствует способность различать звуки, их правильное и неправильное произношение. При этом могут правильно произноситься не все звуки, например, [р].
  7. К пяти годам формируются наиболее сложные в произношении звуки — [ш], [щ], [л], [р]. Активный словарный запас превышает 2 тыс. слов.

К семилетнему возрасту все этапы развития речи дошкольника в норме должны быть пройдены. Звуки должны быть уже хорошо поставлены, речь связная, с правильным логическим построением.

Как определить задержку речевого развития

Родителям бывает сложно, привыкнув к речи своего ребенка, заметить отставание и возможные дефекты произношения. Важно отследить своевременный переход на более сложный уровень произношения, построения фраз и разговора. В этом поможет знание основных этапов развития речи.

У разных детей качественные изменения могут происходить раньше или позже, но отставание от нормы более, чем на два-три месяца, служит поводом для обращения к логопеду. Для того чтобы быть уверенным в отсутствии нарушений, можно ежегодно консультироваться у врача-логопеда.

Опытные специалисты нашего Центра смогут точно определить, соответствует ли речь ребенка норме для его возраста. При необходимости будет проведена диагностика и предложена программа занятий для надежной коррекции нарушений, работа с профильными врачами и медицинская поддержка. Своевременно оказанная помощь позволит быстро и с минимальными для семьи усилиями восстановить правильную речь, хорошее качество которой важно для общения и обучения.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов