Что такое эффект Зейгарник — способы применения для улучшения памяти

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

Эффект Зейгарника в психологии относится к явлению, когда люди часто помнят незавершенные задачи или события лучше, чем завершенные. Психологи объясняют это тем, что в самом начале выполнения работы человек прилагает усилия, отмечается активация когнитивных функций. Если работа не завершена, это напряжение не спадает. Этот эффект может проявляться и у детей. Например, если ребенок не закончил выполнение какой-либо задачи или игры, он может продолжать думать о ней и возвращаться к этому вопросу в своих мыслях даже после того, как займется чем-то другим. В клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» мы помогаем детям восстановить развитие функций мозга. Наши врачи и специалисты по функциональному развитию работают в команде и применяют разнообразные активизирующие методики.

Краткая информация об авторе, открывшем эффект

Если говорить простыми словами, эффект Зейгарник — это особенность нашей памяти, не позволяющая мозгу расслабиться и отпустить ситуацию, решение которой еще не найдено. Незакрытый гештальт заставляет индивида постоянно возвращаться к обдумыванию материала, темы или конкретной нерешенной практической задачи.

Б.Ф. Зейгарник родилась в 1900 году в Москве. После окончания гимназии она училась в Берлине по специальности «Филология». Ее заинтересовали лекции по психологии М. Вартхаймера, поэтому студентка стала посещать курсы психологии личности, которые вел Курт Левин. Со временем оформилась сфера научных психологических интересов девушки. Ее интересовали мотивы поведения людей, квазипотребности человека, зависимость мнения индивида от позиции его ближайшего окружения.

Зейгарник написала дипломную работу, в которой раскрыла суть эффекта человеческой памяти. Этот эффект выражает закономерность: запоминаются лучше именно незавершенные действия.

Блюма Вульфовна является основателем школы патопсихологии в России и факультета нейропсихологии в МГУ. С 1931 года она работала в психоневрологическом центре, занимаясь экспериментальной медициной. После окончания войны Б.В. Зейгарник возглавила лабораторию психологии в психиатрическом отделении института. Условия работы в лаборатории помогли ей заложить основы экспериментальной патопсихологии в России.

Открытие Б.В. Зейгарник эффекта незавершенного действия было по достоинству оценено американской ассоциацией психологов. Ей вручили премию К. Левина. В России за заслуги в развитии психологической науки она получила премию 1 степени имени М.В. Ломоносова.

Как была открыта интересная особенность человеческой памяти

К. Левин не любил читать лекции в университетских аудиториях. Он предпочитал неформальную обстановку, которая располагает к свободному общению и смелым дискуссиям. Поэтому своих студентов он собирал в кафе. Студенты сначала заказывали блюда, а потом принимались обсуждать проблемы психологии личности и предлагать их решение.

На одной из таких встреч Блюма Зейгарник заметила, что официант внимательно слушает, что заказывают студенты, но не делает пометок в блокноте. Она попросила молодого человека повторить весь перечень блюд, которые были заказаны молодыми людьми, полагая, что сотрудник кафе недобросовестно относится к своим обязанностям. Однако он без проблем выполнил ее просьбу. При этом озвучить список блюд пары, которая сидела за соседним столиком и только что расплатилась, он не смог. «В чем же заключается такой интересный эффект памяти?» — задумалась Зейгарник.

Применение открытия в современном мире

Открытие психолога привело ее последователей к мысли о том, что неопределенность заставляет человека искать истину, узнавать новое и закрывать гештальты. Эта идея стала фундаментом в рекламном бизнесе, где интригующие заголовки, двусмысленные фразы и незаконченные предложения побуждают представителей целевой аудитории предприятия перейти по ссылке, досмотреть до конца рекламный ролик, заказать товар, чтобы самостоятельно убедиться в его эффективности.

Знание теоретических основ работы памяти помогает современному человеку рационально планировать рабочую нагрузку, чтобы не создавать себе излишнее напряжение, обусловленное массой незавершенных проектов.

Открытые Зейгарник закономерности нашей памяти легли в основу современной психотерапии, где в процессе сеанса психоаналитик помогает клиенту найти незакрытые гештальты, обиды, которые негативно отражаются на его психоэмоциональном состоянии. С помощью переосмысления ритуализированных действий удается закрыть гештальты и получить эмоциональное освобождение.

В лечении неврологических заболеваний у детей

Эффект позволяет улучшить когнитивные функции и тренировать мозг. Для применения этого эффекта можно использовать различные методики и приемы, например, игровые упражнения. Они требуют выполнения серии действий, при этом «висящие» действия, которые еще не выполнены, остаются в памяти ребенка. Это помогает улучшить внимание, память, логику и другие когнитивные функции.

Эффект Зейгарника можно комбинировать с другими методами реабилитации: физической терапией, лечебной гимнастикой, логопедическими занятиями и т. д. Такой комплексный подход позволяет достичь более эффективных результатов в лечении и улучшить качество жизни детей с неврологическими заболеваниями.

Между тем эффект Зейгарника — это не универсальный метод лечения. Он требует индивидуального подхода к каждому ребенку. Перед применением этих методов необходимо проконсультироваться с квалифицированным специалистом. Он поможет оценить потребности и возможности ребенка и разработать подходящий план реабилитации.

Специалисты нашего Центра применяют современные методики для активизации работы мозга. Они одинаково хорошо понимают все процессы, которые привели к нарушению развития центральной нервной системы у ребенка, и те, что мешают ее нормальному функционированию. Благодаря этому нам удалось создать мощный и эффективный алгоритм воздействия, который помогает восстановить нормальную работу мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов