Аутизм и связанные с ним расстройства речи

В написании статьи участвовал(а)

Сидоренко Маргарита Петровна

Реабилитолог, Невролог

Развитие речи у детей с аутизмом характеризуется качественными отклонениями (коммуникативные трудности, искажение грамматического строя, возникновение эхолалии) и количественными (недостаточный словарный запас, задержка речевой активности, бедность высказываний). Качественное расстройство коммуникации — распространенный признак патологии, присущий почти всем аутистам. Оно обычно задевает словесные и невербальные способы общения, препятствует социализации аутичных малышей. Устранить такую проблему помогают занятия по интенсивному развитию речи малышей с аутизмом. В клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» при восстановлении функций мозга ребенка врачи и специалисты по функциональному развитию работают сообща, применяя различные методики, которые помогают активизировать процессы, влияющие на развитие мозга.

Виды речевых нарушений

Аутичные дети постоянно бессознательно повторяют слова и фразы, испытывают сложности с началом или поддержанием диалога. Им непросто контролировать голос (громкость, тон, ритм).

С учетом патогенетического уровня и генеза выделяют несколько групп нарушений речи при аутизме:

  • появившиеся в результате позднего речевого развития;
  • вызванные запоздалым становлением собственного сознания;
  • обладающие психопатологической природой появления;
  • спровоцированные постепенным психическим регрессом;
  • тесно связанные с выраженной ассоциативной патологией.

Речь у ребенка с аутизмом большей частью отличается отсутствием эмоциональной окраски. Причем большинство аутистов плохо распознают эмоции посторонних людей, передаваемые посредством просодических компонентов.

Особенности социального общения

Запоздалое формирование и заметное недоразвитие речи у детей с аутизмом становятся причиной проблемного взаимодействия в обществе. При обращении к окружающим аутисты преимущественно мотивированы желанием удовлетворить личные нужды, полностью игнорируя при этом потребности других.

Согласно гипотезе, к осложненной социальной коммуникации при аутизме приводит задержка речи и недоразвитие (или полное отсутствие) модели психического. Владеть ею, значит уметь воспринимать личные и чужие переживания, прогнозировать поведение людей, легко понимать намеки, неписаные правила социального общения.

Для успешного запуска речи у детей с подтвержденным аутизмом очень важно осознавать специфику их развития, возрастные потребности. Желаемый эффект наблюдается при регулярных коррекционных занятиях под наблюдением опытного логопеда-дефектолога, особенно если они проводятся в раннем детском возрасте.

Специалисты «НейроСпектр» с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему — диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, подготовить оптимальный курс лечебного маршрута.

Лечение

Основные методы лечения аутизма у детей, которые применяются специалистами Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр», основаны на комплексном подходе с применением следующих методик:

  • коррекция метаболических нарушений центральной нервной системы, вызывающих и поддерживающих функциональную незрелость мозга;
  • работа специалистов функционального развития — формирование корковых и подкорковых автоматизмов для развития высших психических функций;
  • логопеды-дефектологы — специалисты развивают речевой навык, работая с разными функциональными системами головного мозга в зависимости от уровня нарушений;
  • методы активизации головного мозга — транскраниальная мозжечковая магнитная стимуляция, транскраниальная корковая магнитная стимуляция, краниальная рефлексотерапия, кранио-вертебральные массажные методики, аудиосенсорные тренировки;
  • интегративные подходы — музыкальная терапия, художественная терапия, танцевальная терапия и другие виды творческой деятельности помогают развить эмоциональную сферу и самовыражение.

Большое внимание наши специалисты уделяют обучению детей с аутизмом навыкам самообслуживания (самостоятельному питанию, одеванию и уходу за собой). Благодаря использованию современных методик активации мозга и глубокому пониманию специалистами нашего Центра всех процессов, которые привели к проблемам в развитии центральной нервной системы ребенка, мы создали эффективный алгоритм воздействия, способный восстановить нормальную работу мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Синицин Яков Сергеевич

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов