Альтернативные способы коммуникации с неговорящими детьми

В написании статьи участвовал(а)

Бекетова Наталия Юрьевна

Реабилитолог, Невролог

Количество неговорящих детей с каждым годом увеличивается. Эти дети требуют особого внимания специалистов, занимающихся устранением речевых дефектов и коррекцией моделей социального взаимодействия, ведь они, как и сверстники без речевых аномалий, испытывают потребность в общении. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» родители могут получить квалифицированную помощь психологов, логопедов и дефектологов, которые познакомят их с альтернативными приемами коммуникации, доступными для детей этой категории. При восстановлении процессов, нарушивших развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра проводится совместная работа врачей, специалистов функционального развития.

Что представляют собой альтернативные и дополнительные способы общения

Альтернативные и дополнительные методы коммуникации (АДК) — это совокупность инструментов, которые предназначены для облегчения социального взаимодействия людей, лишенных способности разговаривать. Она применяется специалистами Центра для работы не только с маленькими пациентами, но и со взрослыми, имеющими трудности восприятия устной речи или грубые нарушения произношения.

Среди базовых инструментов АДК выделяют:

  • все варианты неголосового общения (актуальны для неговорящих детей с врожденными аномалиями развития);
  • карточки PECS (помогают людям преодолеть негативные последствия травм, в результате которых их произношение стало нечетким);
  • коммуникационные доски (стимулируют у дошкольников желание сотрудничества с партнером);
  • игры для неговорящих детей (снимают тревожность у клиентов, имеющих врожденные или приобретенные дефекты произношения).

АДК способствуют развитию мышления, формируют предпосылки для становления речи в раннем и дошкольном возрасте. Овладев данной методикой, неговорящие дети чувствуют себя увереннее, вступая в общение со сверстниками или взрослыми.

Примеры АДК

Для развития общения важно не упускать из виду имеющиеся у ребенка навыки: вопросы, комментарии, выбор, отказ, постановка и ответы на вопросы, обмен впечатлениями, что делают все дети с речевыми проблемами. Укрепить их помогут:

Зрительные карты символов

Это набор картинок или символов, которые представляют разные объекты, действия или эмоции. Ребенок указывает на нужную карту, чтобы выразить свои мысли или потребности.

Метод поддержки 

Вместо ожидания, что произносятся слова. Метод предлагает поддерживать в намерении коммуникации различными способами — мимикой, жестами или указателями.

Техники расширения

Метод подразумевает повторение и расширение произнесенной фразы или слова, например, если ребенок говорит «мяу», родитель отвечает: «Да, это мяу! У нас есть кошка. Она мяукает».

Использование технических устройств коммуникации

Для неговорящих детей полезны различные технические устройства, такие как компьютерные программы или аудиовизуальные системы, которые помогают им передвигаться по доступным опциям и выражать свои мысли и потребности.

Метод пиктографической коммуникации

Метод использует набор пиктограмм или символов для представления разных слов и фраз с сочетанием различных символов для создания предложения или выражения своих мыслей.

Гестуральная коммуникация

Используются жесты, мимика лица или движения тела, чтобы выразить свои мысли или потребности (особенно полезно для детей с нарушениями слуха).

Кроме перечисленного, в некоторых случаях достаточно эффективно использование журналов коммуникации, в которых малыш указывает на картинки или слова для формирования своих мыслей или чтобы задать интересующие его вопросы.

При каких диагнозах эффективна методика АДК

Многолетний опыт использования логопедами и дефектологами технологии альтернативной и дополнительной коммуникации показывает, что она эффективна при таких диагнозах, как:

  • сенсорная и моторная алалии;
  • патологии развития слуха;
  • параличи, парезы, прочие двигательные и артикуляционные аномалии;
  • ментальные отклонения;
  • множественный склероз;
  • расстройства аутистического спектра.

Родителям, чьи дети не говорят, понять потребности и желания сына или дочери очень трудно. Из-за этого в детско-родительских отношениях у них часто возникают конфликты. Освоение специальной системы жестов и дополнительных вариантов коммуникации — ключ к оптимизации внутрисемейных отношений. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые вызвали и мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работе мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов