Адаптация — что это такое?

В написании статьи участвовал(а)

Кожевников Алексей Вадимович

Реабилитолог, Невролог

Адаптация — процесс приспособления человека к изменившимся условиям жизни. В незнакомой среде обитания люди испытывают стресс. Ребенок, поступивший в детский садик, вынужден приспосабливаться к новой обстановке, другому распорядку дня, установленным правилам поведения. Он расходует большое количество энергии, что приводит к нервному перенапряжению, ухудшению самочувствия. В такой ситуации важно помочь ему справиться с новыми вызовами и преодолеть трудности привыкания. Как избежать проблем адаптации, подскажут в Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр».

Виды привыкания

В большинстве случаев ребенок полностью привыкает к новому коллективу и месту обитания за две-четыре недели. За этот период он обязательно проходит следующие виды адаптации:

  1. Физиологическая. Приспособление детского организма к новой еде, иному распорядку дня, частым атакам на иммунную систему.
  2. Психологическая. Малыши сложно переносят расставание с родителями. Некоторые даже боятся, что в конце дня их не заберут из детсада.
  3. Социальная. Попадая в окружение незнакомых ровесников, многие дети изначально теряются, ощущают страх и неуверенность.

Детские психологи рекомендуют родителям уделять внимание адаптации ребенка к учебному (воспитательному) заведению точно так же, как и учить их письму или решению арифметических задач.

Степени адаптации

Длительность привыкания ребенка к новой обстановке зависит от его индивидуальных особенностей: общительности, типа нервной системы, уравновешенности, наличия либо отсутствия основных навыков самообслуживания. Выделяют три степени адаптации к условиям новой среды:

  1. Легкая. Всего за пару недель малыш прекрасно вливается в детский коллектив, ощущает себя достаточно комфортно: с удовольствием контактирует со сверстниками.
  2. Средняя. Изначально ребенок постоянно болеет, к окружающим относится не совсем позитивно. Но спустя месяц-полтора уровень тревожности снижается, отношения с детьми налаживаются.
  3. Тяжелая. Встречается очень редко. После поступления в детский сад малыши становятся слишком агрессивными либо замыкаются в себе. Привыкание длится больше года.

Одни дети легко адаптируются к новой обстановке, другие — сильно переживают, не сразу привыкают. Во втором случае стоит посетить детского психолога, а по его рекомендации и других специалистов нашего Центра, которые помогут разобраться в сложившейся ситуации, подскажут пути ее благополучного разрешения.

В заключение

Адаптация в новой среде может стать тяжелой для ребенка, особенно если он меняет школу, город или страну. Родители могут начать с того, чтобы выслушать и поддержать его эмоционально (без нажима и требований быстрой «акклиматизации»), постараться создать подходящие условия, например, помочь познакомиться с новыми друзьями или проявить интерес к хобби, которым он заинтересовался в новых условиях. Полезно регулярное общение с воспитателями или учителями, чтобы быстро разрешить возникшую проблему и помочь ребенку успешно интегрироваться в новую среду.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Синицин Яков Сергеевич

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов