Увеличение словарного запаса у детей


В написании статьи участвовал(а)
Вертунова Анастасия Андреевна
Абилитолог, Невролог
Размер активного словарного запаса дошкольника определяет успешность его дальнейшего обучения в школе. Как показывают результаты психолого-педагогических и логопедических исследований, у современных детей словарный запас узкий, а в процессе речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми они часто принимают пассивное участие, и это вызывает беспокойство у специалистов. Если ребенок через 1–2 года пойдет в школу, самое время начать формировать его словарный запас. Одно из главных направлений работы в Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр»— формирование словарного запаса в рамках общего развития речи.
Речевые нормы в период дошкольного детства
Выводы об общем уровне психического развития индивида логопеды и психологи делают на основании результатов логопедической диагностики. Основным критерием в ней является объем активного словаря у дошкольника. Оценивают уровень развития словарного запаса ребенка по общепринятым нормам:
- Годовалые дети используют в повседневном общении 10–15 слов лепетного типа (ляля, баба, дядя) и слова, основанные на звукоподражании (ав-ав, би-би), при этом главное, чтобы ребенок понимал не менее 10–15 слов.
- В полтора года дети должны понимать не менее 100–150 слов, могут начинать использовать не только существительные, но и глаголы в повелительном наклонении.
- К двум годам малыши заявляют о своих потребностях и выражают эмоции с помощью 300–400 слов.
- В два с половиной года ребенок должен понимать не менее 1500–2000 слов, включая сложносочиненные предложения.
- Активный запас слов трехлетки расширяется до 1500 лексических единиц.
- Старшие дошкольники умело пользуются 3500–5000 слов.
Если по результатам планового обследования, проведенного специалистами в детском саду, у ребенка выявлен малый объем активного словаря, это не повод для отчаяния. Систематические занятия с квалифицированными педагогами нашего Центра помогут решить проблему, а игровой формат занятий будет способствовать познавательному и коммуникативному развитию дошкольника, что важно для его дальнейшей социализации и успешного освоения школьной программы.
Методы, приемы и способы коррекционно-развивающей работы
Основная цель такой работы заключается в расширении словарного потенциала, обогащении лексических навыков и развитии коммуникативных способностей у детей. Для достижения этой цели важно определить задачи, которые включают разнообразные методы и приемы. Одна из задач — ознакомление детей с новыми словами и понятиями через игровую, интересную форму обучения. Другая задача — развитие у детей навыков самостоятельной работы с лексическим материалом, активное использование новых слов в речи.
Для того чтобы улучшить качество коммуникации дошкольников, в клиниках нашего Центра организована совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития, направленная на восстановление процессов в головном мозге. Эффективными методами развития детского словаря являются:
- Ежедневное групповое общение на самые разные темы.
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание сюжетных картинок и составление рассказов по ним.
- Игровая и творческая деятельность со сверстниками.
- Дидактические игры.
Своевременное обращение за помощью к специалистам нашей клиники гарантирует оперативную активацию речевого центра. Врачи, логопеды и психологи нашего Центра одинаково понимают проблемы детей и помогают подготовиться к школе малышам, чей словарный запас не соответствует возрастной норме из-за патологий центральной нервной системы. Мощные алгоритмы комплексной помощи способствуют быстрому восстановлению нормальной работы мозга.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также

