Речевые игры для детей


В написании статьи участвовал(а)
Гороховский Евгений Александрович
Абилитолог, Невролог
Речевые игры для детей — прием в логопедии, который не только формирует и укрепляет речевые навыки, но и делает обучение веселым и увлекательным процессом. Всем известно, что дети учатся лучше и быстрее, когда имеют мотивацию к учебе. Речевые дидактические игры развивают уверенность ребенка в коммуникации и стимулируют умственное развитие, активизируют словесную деятельность и расширяют словарный запас. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на работу мозга ребенка, в клиниках Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей, специалистов в области функционального развития, различных активизирующих методик.
Как помогают детям
В нашем Центре создана специальная картотека речевых игр для детей, которая помогает развивать речь, лексику и навыки общения. Все они разработаны для разного возраста и уровня развития детей, чтобы помочь им улучшить свои устные навыки в увлекательной форме. Вместе с тем речевые игры:
- способствуют активному обучению;
- позволяют учиться новым словам;
- помогают вырабатывать и совершенствовать артикуляцию звуков;
- развивают память и творческие способности.
Педагоги-логопеды «НейроСпектр» активно и эффективно используют эту картотеку в занятиях с малышами — как индивидуальных, так и коллективных. К наиболее популярным играм на речевое развитие относятся:
«Угадай слово»
- в которой ребенок, используя подсказки от других участников, отгадывает загаданное слово;
- улучшает логическое и ассоциативное мышление, расширяет словарный запас.
«Ассоциации»
- суть игры заключается в том, чтобы произносить слова, связанные друг с другом по смыслу или характеристикам (например, когда один участник называет слово «собака», остальные продолжают называть связанные с ним слова — «пес», «лает», «хвост» и так далее);
- укрепляет память, стимулирует структурирование знаний и развивает способность быстро находить связи между понятиями.
«Цепочка слов»
- дети по очереди произносят слова, таким образом, чтобы каждое следующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего. Например, если первый игрок называет слово «машина», то второй называет слово «автобус», а третий — «самолет» и так далее;
- развивает логическое мышление, обогащает словарный запас и тренирует быструю реакцию.
«Закончи предложение»
- в этой игре дети дополняют предложения друг за другом, пытаясь придумать продолжение, которое будет логически завершать предыдущую часть фразы. Например, первый участник начинает предложение «Вчера я видел…», а второй его дополняет «…красивую бабочку в саду»;
- развивает способность к анализу и синтезу информации.
Одновременно речевые игры и упражнения развивают у детей слуховое восприятие, моторику артикуляционных органов, вырабатывают у них прочные социальные навыки через взаимодействие с другими участниками.
Цели и задачи
Основная цель речевой игры для детей в Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» заключается в создании комфортной и интересной обстановки, в которой они будут без комплексов развивать свой словарный потенциал и уверенность в общении друг с другом.
Речевые игры в подготовительных группах представляют собой важный инструмент для выработки коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. В рамках таких увлекательных занятий решаются следующие задачи:
- Помочь детям легче и успешнее адаптироваться к школьному образованию.
- Сформировать позитивное отношение к образовательному процессу.
- Повысить мотивацию к изучению новых знаний.
Методика хорошо зарекомендовала себя в работе с детьми с психоречевыми и неврологическими расстройствами. Игры являются эффективным инструментом в реабилитационном процессе, помогают малышам преодолевать трудности в общении и достигать устойчивых результатов в совершенствовании своей речи.
Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также

