Речевая реабилитация после инсульта у детей


В написании статьи участвовал(а)
Сидоренко Маргарита Петровна
Абилитолог, Невролог
Нарушение речи — одно из распространенных следствий инсульта у детей. Треть людей, пострадавших от мозгового повреждения, испытывают трудности с произношением слов, пониманием фраз, чтением и письмом. Подобное состояние после инсульта требует безотлагательной речевой реабилитации, чтобы максимально восстановить утраченные способности ребенка к общению. Возможность возвращения важных функций зависит от объема мозгового поражения, качества реабилитационных процедур. Для быстрого восстановления больного нужна помощь логопеда-дефектолога. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития с применением различных активизирующих методик.
Признаки нарушения речи
Постинсультное речевое расстройство проявляется в виде афазии или дизартрии. В первом случае происходит полная или частичная гибель нейронов в зоне мозга, отвечающей за речь; во втором страдают центры, регулирующие работу голосовых мышц. Реабилитация необходима при наличии следующих речевых нарушений:
- запутывание в словах, запинание, заикание;
- потеря навыков последовательного счета;
- неправильное построение предложений;
- частое повторение одинаковых звуков;
- плохое понимание речи других людей.
Речевые расстройства при реабилитации после инсульта большей частью исчезают, если проводятся эффективные меры, направленные на усиление мозгового кровообращения, образование нейронных связей. Поддержка близких, участие в групповых занятиях и обсуждениях способствуют снижению стресса и повышению мотивации маленьких пациентов. Все эти меры в комплексе обеспечивают значительное улучшение состояния и восстановление речевых навыков, что является ключевым этапом в реабилитации после инсульта.
Наши врачи и педагоги с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему — диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения.
Методы восстановления речи
Реабилитация детей с речевыми нарушениями проводится только после составления индивидуального плана, при разработке которого учтены результаты исследований и диагноз ребенка. В основном специалисты назначают лечебные мероприятия:
- Логопедические упражнения — позволяют вовлечь участки мозга в управление речевыми функциями.
- Массаж — эффективен при проблемах с голосовым аппаратом (нарушение жевательной функции, неконтролируемое отделение слюны, обвисание уголков рта).
- Артикуляционные упражнения — необходимы для повышения контроля над мышцами, которые участвуют в говорении.
- Дыхательная гимнастика — проводится перед началом речевых тренировок с целью улучшения артикуляции, подвижности мышц лица.
- Медикаментозная терапия — лекарственные средства помогают предупредить разрушение клеток, усилить кровоток, запустить регенерацию тканей.
К эффективным методам при речевой реабилитации детей относят музыкотерапию, физиотерапию, иглорефлексотерапию. Их применение вместе с основным лечением помогает ускорить процесс выздоровления, повысить шансы на полное восстановление речи пострадавшего ребенка. Огромным потенциалом обладают также игры и творческие задания, которые делают процесс обучения более увлекательным и менее стрессовым. Использование театрализованных техник, рисования и лепки способствует развитию речевых навыков в игре, что облегчает усвоение новых слов и фраз.
Обучение родителей методам поддержки и стимулирования речевого развития ребенка в домашних условиях повышает результативность занятий. Совместные занятия с целью развития речи создают позитивную атмосферу и укрепляют связь между родителями и детьми.
Благодаря своевременному использованию методик активизации мозга и глубокому пониманию процессов, влияющих на развитие центральной нервной системы ребенка, специалисты нашего Центра разработали мощный и эффективный алгоритм воздействия, который помогает восстановить нормальную работу мозга.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также

