Речевая реабилитация после инсульта у детей

В написании статьи участвовал(а)

Сидоренко Маргарита Петровна

Реабилитолог, Невролог

Нарушение речи — одно из распространенных следствий инсульта у детей. Треть людей, пострадавших от мозгового повреждения, испытывают трудности с произношением слов, пониманием фраз, чтением и письмом. Подобное состояние после инсульта требует безотлагательной речевой реабилитации, чтобы максимально восстановить утраченные способности ребенка к общению. Возможность возвращения важных функций зависит от объема мозгового поражения, качества реабилитационных процедур. Для быстрого восстановления больного нужна помощь логопеда-дефектолога. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития с применением различных активизирующих методик.

Признаки нарушения речи

Постинсультное речевое расстройство проявляется в виде афазии или дизартрии. В первом случае происходит полная или частичная гибель нейронов в зоне мозга, отвечающей за речь; во втором страдают центры, регулирующие работу голосовых мышц. Реабилитация необходима при наличии следующих речевых нарушений:

  • запутывание в словах, запинание, заикание;
  • потеря навыков последовательного счета;
  • неправильное построение предложений;
  • частое повторение одинаковых звуков;
  • плохое понимание речи других людей.

Речевые расстройства при реабилитации после инсульта большей частью исчезают, если проводятся эффективные меры, направленные на усиление мозгового кровообращения, образование нейронных связей. Поддержка близких, участие в групповых занятиях и обсуждениях способствуют снижению стресса и повышению мотивации маленьких пациентов. Все эти меры в комплексе обеспечивают значительное улучшение состояния и восстановление речевых навыков, что является ключевым этапом в реабилитации после инсульта.

Наши врачи и педагоги с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему — диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения.

Методы восстановления речи

Реабилитация детей с речевыми нарушениями проводится только после составления индивидуально плана, при разработке которого учтены результаты исследований и диагноз ребенка. В основном специалисты назначают лечебные мероприятия:

  • логопедические упражнения — позволяют вовлечь участки мозга в управление речевыми функциями;
  • массаж — эффективен при проблемах с голосовым аппаратом (нарушение жевательной функции, неконтролируемое отделение слюны, обвисание уголков рта);
  • артикуляционные упражнения — необходимы для повышения контроля над мышцами, которые участвуют в говорении;
  • дыхательная гимнастика — проводится перед началом речевых тренировок с целью улучшения артикуляции, подвижности мышц лица;
  • медикаментозная терапия — лекарственные средства помогают предупредить разрушение клеток, усилить кровоток, запустить регенерацию тканей.

К эффективным методам при речевой реабилитации детей относят музыкотерапию, физиотерапию, иглорефлексотерапию. Их применение вместе с основным лечением помогает ускорить процесс выздоровления, повысить шансы на полное восстановление речи пострадавшего ребенка. Огромным потенциалом обладают также игры и творческие задания, которые делают процесс обучения более увлекательным и менее стрессовым. Использование театрализованных техник, рисования и лепки способствует развитию речевых навыков в игре, что облегчает усвоение новых слов и фраз.

Обучение родителей методам поддержки и стимулирования речевого развития ребенка в домашних условиях повышает результативность занятий. Совместные занятия с целью развития речи создают позитивную атмосферу и укрепляют связь между родителями и детьми.

Благодаря своевременному использованию методик активизации мозга и глубокому пониманию процессов, влияющих на развитие центральной нервной системы ребенка, специалисты нашего Центра разработали мощный и эффективный алгоритм воздействия, который помогает восстановить нормальную работу мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов