Речевая готовность детей к школе


В написании статьи участвовал(а)
Кожевников Алексей Вадимович
Абилитолог, Невролог
Психологи называют дошкольный возраст ключевым этапом развития, ведь именно в это время формируются когнитивные способности детей, подготавливая их к учебе. Соответствие речи ребенка возрастным нормам — главный показатель готовности к школе. В Клинике детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» логопеды и дефектологи проводят диагностику уровня сформированности речи ребенка перед школой. При восстановлении процессов, нарушивших развитие функций мозга ребенка, в наших клиниках проводится совместная работа врачей, а также специалистов в области функционального развития.
Важные новообразования возраста, связанные с речевым развитием
В возрасте 6–7 лет у ребенка начинает формироваться внутренняя позиция школьника. Игра уступает ведущее место учебной деятельности. Многие дети в этом возрасте овладевают чтением по слогам, у них формируются элементарные математические представления, совершенствуется мелкая моторика. Личностные и психические изменения создают предпосылки для успешного овладения первоклассником школьной программы.
Однако подготовка к школе предполагает не только стимулирование у ребенка желания учиться, но и совершенствование речи. Степень развития речи определяет успешность адаптации детей в начальной школе. У родителей не будет повода беспокоиться, потому что наши специалисты с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему — правильно оценить и диагностировать нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения.
Признаки подготовленности к школьному обучению
Логопеды уделяют пристальное внимание речи детей, идущих в школу, так как это базовое условие успешного овладения чтением и письмом. Признаками готовности к систематическому обучению в школе являются такие показатели развития речи у детей, как:
- высокий уровень слухового восприятия и фонематического слуха, которые определяют степень понимания первоклассниками инструкций учителя;
- развитые коммуникативные навыки, богатый словарный запас, обеспечивающие успешную социализацию в новом коллективе;
- умение логично и последовательно излагать собственные мысли, которое поможет правильно отвечать на вопросы учителя;
- четкое и правильное произношение всех звуков родного языка, необходимое для грамотного письма;
- знание лексико-грамматических основ русского языка, обеспечивающее понимание и пересказ художественных текстов.
Психофизиологи доказали неразрывную связь речи и мышления. Это означает, что становление навыков чтения, коммуникации и письма влечет за собой созревание мозга и интеллектуальных функций. Высокий уровень развития у ребенка базовых компонентов речи до поступления в первый класс необходим для:
- успешного усвоения различных понятий и терминов из разных отраслей знаний в процессе изучения школьных дисциплин;
- выполнения творческих заданий, участия в проектной деятельности;
- эффективного общения с одноклассниками;
- комфортного взаимодействия с педагогами и сотрудниками образовательного учреждения;
- профилактики ситуативной тревожности, обусловленной дефектами произношения.
В клиниках «НейроСпектр» на основании результатов комплексного логопедического обследования разрабатывают программы коррекции, дают рекомендации родителям по подготовке дошкольников к поступлению в первый класс. Обращение за квалифицированной помощью — это гарантия предотвращения школьных трудностей, связанных с неуспеваемостью и отсутствием у ребенка друзей в классе.
К подведению итогов
Нарушения в функциональной работе мозга у детей способны оказать серьезное влияние на их готовность к школе, поскольку такие нарушения являются ответственными за различные проблемы. Например, такие нарушения у некоторых детей, как расстройство внимания, гиперактивность или дислексия оказывают негативное влияние не только на их успехи в учебе, но и на самооценку, социальные отношения и общее психологическое благополучие.
Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашей клиники процессов, которые вызвали и мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также

