Постановка шипящих звуков


В написании статьи участвовал(а)
Бекетова Наталия Юрьевна
Абилитолог, Невролог
Шипящие согласные являются одной из самых сложных звуковых групп для детей, которые только начинают понимать речь и выражать с помощью нее свои потребности. Педагоги Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» помогут детям различать, какие звуки шипящие и как они выговариваются. Произношение шипящих звуков требует определенной координации языка и губ, чтобы процесс артикуляции происходил правильно, и контролируется мозгом. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на работу мозга ребенка, в клиниках нашего Центра проводится совместная работа врачей, специалистов в области функционального развития с применением различных активизирующих методик.
Причины
Постановка шипящих звуков является важной частью формирования детской речи и нередко остаются сложными для детей, потому что требуют хорошей контролируемости артикуляционных органов. Вначале для выговаривания шипящих согласных звуков [с], [ш], [ж], [з], [щ] и [ц] малыша нужно научить правильно направлять дыхание и язык.
Дефект произношения наблюдается у детей по нескольким причинам, в числе которых:
- Физиологические (анатомические) особенности — например, неправильный прикус или дефект внутриротового пространства.
- Психологические факторы — стресс, тревожность или низкая самооценка.
- Нарушение слуха — затрудняет правильное восприятие и воспроизведение.
- Недостаток обучения и практики — например, отсутствие обратной связи от родителей или педагогов.
Постановка шипящих звуков у детей — сложная задача, но с подходящей поддержкой и упражнениями дети постепенно научатся правильно артикулировать шипящие согласные. Формирование этих навыков способствует их общему речевому развитию и способности ясно и эффективно выражать свои мысли и идеи. Между тем постоянная практика и поддержка помогут ребенку освоить шипящий звук [ш] и другие согласные родного языка.
Коррекция
Для устранения нарушения специалисты нашего Центра применяют индивидуальный подход. Логопед-дефектолог проводит занятия с каждым ребенком, учитывая все особенности его речевого потенциала и прогресс в коррекции дефекта. На таких занятиях применяются различные коррекционные и логопедические методы:
- Артикуляционная гимнастика — специальные упражнения для мышц речевого аппарата помогают укрепить и научить детей правильно формировать шипящие звуки.
- Игровые и занимательные методики — различные игры, задания и упражнения позволяют проводить процесс обучения увлекательно и эффективно.
- Артикуляционная тренировка — обучение правильному воспроизведению шипящих звуков с акцентом на артикуляционные движения.
- Аудиоматериалы — записи специально разработанных упражнений и песен помогают совершенствовать и понимать воспроизведение шипящих звуков.
Сочетание этих методов поможет детям успешно преодолеть нарушение, постепенно сформировать четкую и правильную речь, воспроизводить твердые шипящие звуки без особого напряжения.
Отдельные малыши при недостаточной координации мышц речевого аппарата или при слабой связи с ним нервной системы не способны выполнять движения, необходимые для произношения шипящих согласных. Нарушение нередко наблюдается у детей с дизартрией или афазией, непосредственно обусловленными расстройством или повреждением головного мозга.
Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также

