Почему у ребенка нет указательного жеста


В написании статьи участвовал(а)
Куличенко Леся Викторовна
Реабилитолог, Невролог
Указательный жест сигнализирует о нормальном развитии ребенка. Сначала он появляется по отношению к расположенным близко объектам. Позже малыш начинает указывать пальцем на отдаленные предметы и объекты. Психологи отмечают, что у девочек этот жест проявляется в среднем раньше на 3-4 недели, чем у мальчиков. Если в период от 9 месяцев до года ребенок не пытается привлечь внимание таким образом, то это может указывать на расстройства аутического спектра (РАС) или отставание в развитии, задержке речи. К полутора годам жест должен сформироваться точно.
Как моторика влияет на развитие речи
Указательный жест — это моторное движение, указательный палец и рука вытянута по направлению к объекту исследования. Помогает как концентрировать внимание самого ребёнка (императивный тип), так и привлекать к действию взрослых (декларированный тип) — последний используется малышом для невербальной коммуникации с окружающими. Чаще всего малыш не просто акцентирует внимание родителей на процессе самостоятельного исследования мира, но и обращается к родителям за помощью — например, для перемещения интересующего объекта ближе, непосредственно в поле досягаемости.
Отсутствие моторного акта часто оказывается обусловленным расстройствами аутистического спектра, ЗПР ввиду врождённых аномалий центральной нервной системы, перенесённых инфекционных заболеваний, наследственных патологий.
Этапы формирования указательного жеста
У детей с нормальным темпом психофизического развития моторный акт формируется в течение первого года жизни. У аутистов, страдающих задержкой психического развития разного генеза, преобладают сбои в формировании указательного жеста по следующим причинам:
- формирование самого действия в зависимости от расстояния между пальцем и собственно объектом — к 6 месяцам.
- движение руки сопровождается исследованием объектов, расположенных в непосредственной близости — к 9 месяцам.
- использование жеста для привлечения внимания окружающих к объекту исследования, находящегося вдали — к 1 году.
Согласно исследованиям, частота практики этого моторного акта предсказывает темп развития речи к 2-м годам. Если акт не развивается согласно нормам, нельзя исключать вероятность задержки психического и речевого развития. Часто отсутствие указательного жеста связано с проблемами речевого развития. Такие дети чутко реагируют на интонацию взрослых, устанавливают зрительный контакт. Однако при этом они не всегда могут указать на предмет, который им нужен. В таком случае рекомендуется посетить невролога. Не стоит заниматься самодиагностикой — поставить более точный диагноз может только врач после обследования.
Также родители могут сами стимулировать развитие речевых навыков. Для этого нужно:
- больше общаться;
- развивать мелкую моторику;
- следить, чтобы малыш чаще находился в компании уже говорящих сверстников;
- отказаться от сюсюканья, говорить четко и ясно.
Однако описанных выше методов мало — без помощи квалифицированного невролога все равно не обойтись. Врач поможет точно поставить диагноз, вовремя назначить сеансы коррекции и лечение, если это требуется. Если серьезных проблем нет, то специалист снимет с родителей лишнее беспокойство и напряжение.
После диагностики врач составит четкий план лечения. Пациент будет регулярно наблюдаться в клинике — это необходимо для того, чтобы отмечать прогресс, корректировать процесс.
Как проявляется аутизм
Аутизм у ребенка может быть диагностирован заранее — еще до рождения. Он проявляется через ряд характерных симптомов. Некоторые из них встречаются очень часто, к ним можно отнести:
- нарушения речевого развития;
- отсутствие глазного контакта;
- повышенная чувствительность к незначительным раздражителям (например, яркий свет за окном);
- глубокое погружение в игру;
- ему сложно о чем-то попросить взрослого.
Обычно со временем пациенты с РАС начинают говорить, однако страдает интонация. При этом из-за отсутствия указательного жеста ребенок не может просто показать родителю на предмет, который ему нужен. Он может попытаться выразить свои мысли иначе.
Обучение указательному жесту
Несформированность моторного акта — одно из последствий нарушений психического развития, которое влечёт трудности в становлении экспрессивной речи и провоцирует сопутствующие речевые расстройства.
Основополагающим направлением терапии в работе с детьми, страдающими нарушениями психочеревого развития, является развитие коммуникационных навыков. Сформировать понятие указательного жеста и научить им пользоваться — первый и самый простой этап, который положит начало дальнейшему прогрессу.
- Выбрать предмет, вызывающий неподдельный интерес у ребёнка.
- Если малыш проявляет способности к имитации чужих действий, взрослый указывает пальцем на игрушку и ждёт, пока ребёнок повторит.
- Если малыш не может копировать, следует оказать соответствующую физическую поддержку (в мягкой форме и крайне осторожно сжать кулачок и указательным пальцем произвести нужное действие). Помощь должна быть ненавязчивой и непостоянной, необходимо предоставлять подходящие условия для проявления инициативы, самостоятельности.
- При достижении успеха важно закрепить моторный коммуникативный акт — передача предмета в руки малыша, эмоциональная похвала, тактильный контакт. На момент попыток взрослый не должен ничего говорить. Иначе начнёт формироваться ассоциативная связь, зависимости моторной активности от речевых подсказок.
- Практиковаться можно во время приёма пищи — предложить ребёнку то, что он любит и продукт, от которого с большой вероятностью откажется.
- Когда ребёнок усвоит смысл действия и начнёт им активно пользоваться в быту, следует расширить практику — привлекать к тренировкам других членов семьи, использоваться разные предметы, картинки в книге, практиковаться во время прогулки, при посещении магазина.
Рекомендации применимы по отношению к детям в возрасте одного года при отсутствии сформированности навыка малышом самостоятельно. Занятия не должны быть скучными и монотонными. Чем разнообразнее, ярче и живее будет коммуникация, тем больше полезного и приятного опыта получит малыш, тем вероятнее и эффективнее окажется прогресс речевого развития в частности и психики в целом.
Все изображения взяты из открытых источников
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также
«НейроСпектр» — сеть клиник детской неврологии и реабилитации в Москве
Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем все возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.
Телефон
Электронная почта
Адреса в Москве
Миклухо-Маклая, д.18/1 (ст. м. «Беляево»)
Широкая, д.3, кор.3 (ст. м. «Медведково»)