Почему у ребенка нет указательного жеста

В написании статьи участвовал(а)

Новрузов Мехди Насреддинович

Невролог

Указательный жест сигнализирует о нормальном развитии ребенка. Сначала он появляется по отношению к расположенным близко объектам. Позже малыш начинает указывать пальцем на отдаленные предметы и объекты. Психологи отмечают, что у девочек этот жест проявляется в среднем раньше на 3-4 недели, чем у мальчиков. Если в период от 9 месяцев до года ребенок не пытается привлечь внимание таким образом, то это может указывать на расстройства аутического спектра (РАС) или отставание в развитии, задержке речи. К полутора годам жест должен сформироваться точно.

Как моторика влияет на развитие речи

Указательный жест — это моторное движение, указательный палец и рука вытянута по направлению к объекту исследования. Помогает как концентрировать внимание самого ребёнка (императивный тип), так и привлекать к действию взрослых (декларированный тип) — последний используется малышом для невербальной коммуникации с окружающими. Чаще всего малыш не просто акцентирует внимание родителей на процессе самостоятельного исследования мира, но и обращается к родителям за помощью — например, для перемещения интересующего объекта ближе, непосредственно в поле досягаемости.

Отсутствие моторного акта часто оказывается обусловленным расстройствами аутистического спектра, ЗПР ввиду врождённых аномалий центральной нервной системы, перенесённых инфекционных заболеваний, наследственных патологий.

Этапы формирования указательного жеста

У детей с нормальным темпом психофизического развития моторный акт формируется в течение первого года жизни. У аутистов, страдающих задержкой психического развития разного генеза, преобладают сбои в формировании указательного жеста по следующим причинам:

  1. формирование самого действия в зависимости от расстояния между пальцем и собственно объектом — к 6 месяцам.
  2. движение руки сопровождается исследованием объектов, расположенных в непосредственной близости — к 9 месяцам.
  3. использование жеста для привлечения внимания окружающих к объекту исследования, находящегося вдали — к 1 году.

Согласно исследованиям, частота практики этого моторного акта предсказывает темп развития речи к 2-м годам. Если акт не развивается согласно нормам, нельзя исключать вероятность задержки психического и речевого развития. Часто отсутствие указательного жеста связано с проблемами речевого развития. Такие дети чутко реагируют на интонацию взрослых, устанавливают зрительный контакт. Однако при этом они не всегда могут указать на предмет, который им нужен. В таком случае рекомендуется посетить невролога. Не стоит заниматься самодиагностикой — поставить более точный диагноз может только врач после обследования.

Также родители могут сами стимулировать развитие речевых навыков. Для этого нужно:

  • больше общаться;
  • развивать мелкую моторику;
  • следить, чтобы малыш чаще находился в компании уже говорящих сверстников;
  • отказаться от сюсюканья, говорить четко и ясно.

Однако описанных выше методов мало — без помощи квалифицированного невролога все равно не обойтись. Врач поможет точно поставить диагноз, вовремя назначить сеансы коррекции и лечение, если это требуется. Если серьезных проблем нет, то специалист снимет с родителей лишнее беспокойство и напряжение.

После диагностики врач составит четкий план лечения. Пациент будет регулярно наблюдаться в клинике — это необходимо для того, чтобы отмечать прогресс, корректировать процесс.

Как проявляется аутизм

Аутизм у ребенка может быть диагностирован заранее — еще до рождения. Он проявляется через ряд характерных симптомов. Некоторые из них встречаются очень часто, к ним можно отнести:

  • нарушения речевого развития;
  • отсутствие глазного контакта;
  • повышенная чувствительность к незначительным раздражителям (например, яркий свет за окном);
  • глубокое погружение в игру;
  • ему сложно о чем-то попросить взрослого.

Обычно со временем пациенты с РАС начинают говорить, однако страдает интонация. При этом из-за отсутствия указательного жеста ребенок не может просто показать родителю на предмет, который ему нужен. Он может попытаться выразить свои мысли иначе.

Обучение указательному жесту

Несформированность моторного акта — одно из последствий нарушений психического развития, которое влечёт трудности в становлении экспрессивной речи и провоцирует сопутствующие речевые расстройства.

Основополагающим направлением терапии в работе с детьми, страдающими нарушениями психочеревого развития, является развитие коммуникационных навыков. Сформировать понятие указательного жеста и научить им пользоваться — первый и самый простой этап, который положит начало дальнейшему прогрессу.

  1. Выбрать предмет, вызывающий неподдельный интерес у ребёнка.
  2. Если малыш проявляет способности к имитации чужих действий, взрослый указывает пальцем на игрушку и ждёт, пока ребёнок повторит.
  3. Если малыш не может копировать, следует оказать соответствующую физическую поддержку (в мягкой форме и крайне осторожно сжать кулачок и указательным пальцем произвести нужное действие). Помощь должна быть ненавязчивой и непостоянной, необходимо предоставлять подходящие условия для проявления инициативы, самостоятельности.
  4. При достижении успеха важно закрепить моторный коммуникативный акт — передача предмета в руки малыша, эмоциональная похвала, тактильный контакт. На момент попыток взрослый не должен ничего говорить. Иначе начнёт формироваться ассоциативная связь, зависимости моторной активности от речевых подсказок.
  5. Практиковаться можно во время приёма пищи — предложить ребёнку то, что он любит и продукт, от которого с большой вероятностью откажется.
  6. Когда ребёнок усвоит смысл действия и начнёт им активно пользоваться в быту, следует расширить практику — привлекать к тренировкам других членов семьи, использоваться разные предметы, картинки в книге, практиковаться во время прогулки, при посещении магазина.

Рекомендации применимы по отношению к детям в возрасте одного года при отсутствии сформированности навыка малышом самостоятельно. Занятия не должны быть скучными и монотонными. Чем разнообразнее, ярче и живее будет коммуникация, тем больше полезного и приятного опыта получит малыш, тем вероятнее и эффективнее окажется прогресс речевого развития в частности и психики в целом.

Все изображения взяты из открытых источников

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Новрузов Мехди Насреддинович

Невролог

Следите за нами в социальных сетях

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов