Нарушение интонации

В написании статьи участвовал(а)

Кожевников Алексей Вадимович

Реабилитолог, Невролог

Интонационная выразительность речи важна для формирования у малышей коммуникативных навыков, удовлетворения их эмоционально-интеллектуальных потребностей. Изменение темпа, силы, высоты голоса помогает придать речевому сообщению особого смысла, убедительности и понятности для слушателей. При наличии проблем с интонацией речи необходимо обратиться к логопеду. Иначе ребенок неизбежно столкнется с последствиями — стойкими просодико-интонационными ошибками. Из-за них возникают нарушения письма, чтения, навыка владения математикой и другие сложности в обучении. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития.

Элементы речевого интонирования

Интонационные конструкции состоят из компонентов, влияющих на структуру и смысл высказываний. Добиться желаемых речевых эффектов при нарушении интонации речи легко через коррекцию интонационных элементов:

  • темп — скорость произношения слов, зависящая от содержания повествования;
  • мелодика — повышение и понижение голосового тона;
  • пауза — непродолжительная остановка разговора, применяемая для завершения оформления мысли, эмоционального влияния на слушателя;
  • ритм — голосовое выделение ударных слогов в словах;
  • тембр — выразительная и эмоциональная окраска речи.

Современные диагностические методики обследования голоса и интонации позволяют выявить у детей любые нарушения интонационных компонентов, препятствующие передаче смысловой информации, чтобы избавиться от них в процессе коррекции.

Основные функции

При расстройстве ключевых видов интонации (повествовательной, восклицательной, вопросительной) логопед в любом случае назначает детям эффективные коррекционные занятия. Они помогают восстановить следующие интонационные функции:

  • семантическая — деление предложений на смысловые части, чтобы более точно передать информацию;
  • экспрессивная — помогает выражать эмоции, положительно влияет на эмоциональное принятие;
  • эвфоническая — обеспечивает гармоничное звучание предложений и словосочетаний;
  • синтаксическая — разделение речи на интонационные группы для облегчения восприятия повествований;
  • стилистическая — позволяет адаптировать разговор к конкретному стилю, выбор которого зависит от контекста.

Для составления индивидуального плана коррекции важно, чтобы ребенок прошел диагностику интонации у логопеда. Анализ полученных результатов поможет подобрать подходящие упражнения для устранения речевой проблемы. Диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение.

Основные методы коррекции

Коррекция интонационной функции — это сложный, но важный процесс, который требует системного подхода и понимания индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одним из основных методов является арт-терапия, которая сочетает в себе творчество и элементы музыкального воспитания. Дети через рисование, музыку и театрализованные игры учатся выражать свои эмоции и устанавливать интонацию, что способствует развитию их речевых навыков.

Занятия с музыкальными инструментами, хоровое пение и игры на слух помогают детям наладить правильное дыхание и ритм, что, в свою очередь, положительно сказывается на их интонационной выразительности. Регулярные занятия позволяют малышу лучше чувствовать музыкальные и речевые структуры. В клиниках «НейроСпектр» индивидуально подбираются материалы и упражнения в зависимости от уровня развития ребенка и его склонностей. Психологическая поддержка и создание комфортной атмосферы во время занятий способствуют большему погружению ребенка в процесс, делая коррекцию наиболее эффективной.

Благодаря своевременному применению методик активации мозга и глубокому пониманию специалистами нашего Центра всех процессов, которые привели к нарушению развития центральной нервной системы у детей, мы разработали высокоэффективный алгоритм воздействия, направленный на восстановление нормальной работы мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Сальникова Алла Владимировна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов