Фонематический дефект

В написании статьи участвовал(а)

Сидоренко Маргарита Петровна

Реабилитолог, Невролог

Если дошкольник неправильно произносит фонемные сочетания, некоторые согласные и целые слова, логопеды и дефектологи говорят о наличии у него дефекта речи фонематического типа. Дефект возникает из-за недоразвития фонематического тонкого слуха, приводящего к искаженному распознаванию устной речи. Курс занятий с логопедом поможет исправить дифференциацию звуков и нормализовать речь, избавив будущего школьника от затруднений при овладении чтением и письмом в первом классе. В клиниках нашего Центра детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» врачи и специалисты по функциональному развитию работают вместе, чтобы помочь детям с нарушениями развития функций мозга, используя различные методики, которые стимулируют активность мозга и способствуют его развитию.

Как проявляется патология

Основным признаком дефекта фонематического типа является нарушение восприятия звуков родного языка. Ребенок слабо дифференцирует похожие по звучанию фонемы, поэтому воспроизводит их в словах ошибочно. Из-за этого речь становится непонятной, лексическое значение слов искажается, а связность повествования теряется, ведь появляются звукозамены, пропуски отдельных фонем и целых слогов.

Неправильное звукопроизношение при фонематическом дефекте становится причиной возникновения у школьников трудностей с усвоением образовательной программы. В первом классе без ошибок читать и писать им крайне трудно, поэтому учеба не доставляет им удовольствия.

При фонематическом дефекте аномальное произношение звуков родного языка становится причиной возникновения коммуникативных барьеров. С таким логопедическим диагнозом трудно общаться со сверстниками и взрослыми, проявлять инициативу в установлении контактов. Среди основных проявлений:

  • сложности с восприятием фонем — трудности в различении схожих по звучанию звуков (например, [п] и [б], [с] и [з]), усложняющие понимание речи другими;
  • недостаток фонематического анализа — когда сложно разбивать слова на звуки или, наоборот, соединять звуки в слова — приводит к проблемам с обучением чтению и письму;
  • ошибки в словарном запасе — неправильное использование некоторых слов связано с их неверном восприятием и произнесением фонем, часто смешивая их в произношении;
  • трудности с рифмами и ритмом — неспособность улавливать рифмы или подбирать слова по звуковым признакам нередко обусловлена недостаточным развитием слухового восприятия;
  • психологические и эмоциональные проблемы — чувство неуверенности или стыда приводит к социальной изоляции или снижению самооценки.

Если у малыша наблюдается один из перечисленных признаков, рекомендуется обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Диагностика у специалиста нашего Центра позволит точно определить характер нарушения и выбрать наиболее эффективный план коррекции.

Как изменить ситуацию

Коррекцией фонематического дефекта занимаются логопеды и дефектологи. Сначала специалист проводит углубленную диагностику, выявляя индивидуальные особенности речевого и неврологического развития маленького пациента. С опорой на результаты диагностики разрабатывается коррекционно-развивающий маршрут. Формат занятий выбирается в зависимости от степени тяжести патологии. Основные методы логокоррекции это:

  • развитие умения дифференцировать звуки и их сочетания;
  • постановка отсутствующих в речи звуков и их автоматизация;
  • тренировка артикуляционных мышц и речевого дыхания;
  • создание условий для эффективной коммуникации.

Родителям рекомендуется обращать внимание на качество высказываний детей. Ранняя диагностика и начало коррекционных занятий — это базовое условие устранения речевых отклонений, успешной социализации и качественной подготовки дошкольника к поступлению в общеобразовательную школу.

Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра всех процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, позволили создать мощный, эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Запишитесь сейчас и получите скидку 50% на консультацию врача
#
Запишитесь на консультацию с 1 по 7 января и получите шанс выиграть 9 января 2025 года главный приз в новогодней лотерее — детский снегокат! Результаты — в наших соцсетях. подробнее

    Или позвоните нам: +7 (800) 551-59-24

    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

    Следите за нами в социальных сетях

    Записаться
    на консультацию

      Или позвоните нам: +7 (800) 551-59-24

      Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

      Поделиться статьей

      Запишитесь сейчас и получите скидку 50% на консультацию врача

        Или позвоните нам: +7 (800) 551-59-24

        Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

        Следите за нами в социальных сетях

        «НейроСпектр» — сеть клиник детской неврологии и реабилитации в Москве

        Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем все возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

        Телефон

        +7 (499) 444-70-29

        Электронная почта

        otzyv@neurospectrum.ru

        Адреса в Москве

        Миклухо-Маклая, д.18/1 (ст. м. «Беляево»)

        Широкая, д.3, кор.3 (ст. м. «Медведково»)

        Записаться
        отзывы наших пациентов