Комплексная диагностика и лечение с нарушениями развития детей


В написании статьи участвовал(а)
Кожевников Алексей Вадимович
Абилитолог, Невролог
Программа создана на основе более 20 летнего опыта работы с детьми, имеющими различные нарушения развития: аутизм, РДА (ранний детский аутизм), РАС (расстройства аутистического спектра). В разработке использованы исследования и практический опыт ведущих мировых специалистов в этой области. Это обусловило правильное диагностирование и эффективное лечение.
Комплексная диагностика и лечение с различными нарушениями развития у детей
Программа решает главные задачи:
- Выявление и лечение причин, вызывающих нарушения.
- Организация правильных коррекционных занятий с нейропсихологами, логопедами-дефектологами, при участии нейроабилитолога в зависимости от поставленного правильного диагноза.
- Коллегиальная работа всех специалистов помогает получать 100% результата.
Симптоматика нарушений
Какова симптоматика нарушений, связанных с расстройством аутистического спектра? Если у ребенка возникают сложности во взаимодействии с окружающим миром, то это может быть признаком нарушения. Также к таким признакам относят недоразвитую речь или полное отсутствие речи (но аналогичные симптомы наблюдаются, например, при алалии). Чаще всего при проблемах с речью у ребенка родители обращаются к логопеду и лечат расстройство речи, пока однажды не обнаруживается, что диагноз и лечение были ошибочны. Речь — это продукт высшей психической деятельности, и пока мозг не подготовлен к формированию речи, она не сформируется, какой бы замечательный логопед не занимался с ребенком.
Основные симптомы:
- нежелание общаться, контактировать со взрослыми и сверстниками;
- ограниченные интересы;
- замкнутость;
- избирательность (в еде, выборе одежды, цветах);
- стереотипное поведение;
- полевое поведение;
- вокализации;
- нарушения развития речи.
Этапы программы
1. Совместный прием речевого невролога и нейроабилитолога
Во время первичного приема происходит неврологический осмотр маленького пациента, сбор всех данных о ребенке и родителях, которые могут иметь связь с нарушениями. Происходит оценка всех дополнительных исследований, которые проводились ребенку. Проводится нейропсихологическая диагностика. Родителям объясняется:
- причина нарушений;
- основные механизмы, влияющие на тяжесть процесса.
- Назначается базовая терапия и дополнительные обследования в случае необходимости:
- ЭЭГ;
- УЗДГ, вызванные потенциалы;
- анализы;
- консультация смежных специалистов (генетик, гастроэнтеролог, иммунолог, психиатр).
Составляется индивидуальный план коррекционных занятий, включающих занятия с нейропсихологом и логопедом-дефектологом. При тяжелых нарушениях назначаются вспомогательные нейрофизиологические процедуры:
- транскраниальная магнитная стимуляция;
- аудиосенсорные тренировки.
Принцип медикаментозного лечения основан на физиологических принципах, сочетающих воздействие витаминов, микроэлементов, необходимых для активизации центральной нервной системы, и правильной, в случае необходимости, ноотропной поддержке. Сочетание такого подхода позволяет максимально быстро вывести центральную нервную систему на нужный функциональный уровень. В течение всей программы ребенок находится под наблюдением невролога, который в случае необходимости производит коррекцию лечения.
2. Нейропсихологическая коррекция
Занятия с нейропсихологом позволяют сформировать высшие психические функции, которые отвечают за все сферы деятельности ребенка, в том числе за сенсорную интеграцию. От развития сенсорной интеграции (понимание окружающего пространства) в значительной степени зависит появление и развитие речи. Происходит стимуляция стволовых и подкорковых центров, влияющих на моторное и поведенческое развитие ребенка.
3. Логопедические занятия
Занятия логопеда-дефектолога направлены на активизацию речевых навыков. Логопеды-дефектологи и нейропсихологи работают в тесном взаимодействии, что позволяет вовремя корректировать занятия специалистов в зависимости от успехов или неуспехов, проявленных ребенком. Используются различные высокоэффективные методики и пособия, отлично зарекомендовавшие себя как в мировой, так и в отечественной практике.
4. Заключительный совместный прием речевого невролога и нейроабилитолога.
По результатам составляется индивидуальный план медикаментозного лечения и педагогической коррекции. Невролог корректирует терапию в зависимости от показателей дополнительных обследований. Нейроабилитолог составляет комплексный план педагогической коррекции, включающий, в свою очередь, план занятий с нейропсихологом и логопедом-дефектологом.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также

