Как улучшить артикуляции у детей


В написании статьи участвовал(а)
Гороховский Евгений Александрович
Абилитолог, Невролог
Ребенку с выразительной и четкой речью намного проще учиться в первом классе. Внятное произношение звуков не вызывает неловкости, избавляет от появления закомплексованности. Главная задача родителей — помочь малышу изменить речь, чтобы она стала понятной другим. При выраженном нарушении артикуляции у здоровых детей или у детей с неврологическими заболеваниями необходима помощь опытного логопеда-дефектолога. Специалист занимается исправлением серьезных речевых дефектов с использованием артикуляционной гимнастики. Ее требуется выполнять на занятиях с логопедом и в комфортных домашних условиях. В клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» при восстановлении процессов, влияющих на развитие функций мозга ребенка, специалисты работают совместно с врачами, применяя различные активизирующие методики.
Как устроена артикуляция
Для верного произношения звуков нужна работа активных (язык, мягкое небо, губы, язычок, связки) и пассивных (альвеолы, зубы, твердое небо) органов речи. Артикуляционный процесс содержит этапы:
- Экскурсия — подготовка речевого аппарата к звукопроизношению.
- Выдержка — период произношения звука, при котором голосовые органы сохраняют свое положение.
- Рекурсия — завершение звука: органы речи переходят в состояние покоя либо готовятся к следующему звукопроизношению.
Четкость проговаривания звуков во многом зависит от подвижности и разработанности речевого аппарата. Если они недостаточные, у детей возникает расстройство речевой артикуляции. Оно требует регулярных занятий, направленных на тренировку мышц и связок, которые участвуют в звукопроизношении.
Кому нужна артикуляционная гимнастика
Логопеды специально разрабатывают комплексы для улучшения артикуляции у детей. Они показаны при заикании, афазии, дизартрии, алалии и прочих речевых нарушениях. В таких случаях наблюдаются вялая или ускоренная неразборчивая речь, проглатывание слогов, ленивое произношение многих согласных звуков, неправильная интонация.
Индивидуально подобранные для маленьких детей упражнения на артикуляцию помогают сделать связки и мышцы голосового аппарата крепкими и эластичными. В итоге детская речь становится разборчивой.
Нарушение артикуляции у детей из-за неврологических причин — серьезная проблема, требующая комплексного подхода. Поражения центральной нервной системы, эпилепсия, травмы головы и другие заболевания способны значительно влиять на способность ребенка к развитию и использованию языка. Если у малыша наблюдаются подобные проблемы, необходимо обратиться за профессиональной медицинской помощью. Наши специалисты с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему: диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения.
Общие правила и принципы
Для успешного развития артикуляции ребенка и одновременного устранения присутствующих изъянов речи нужно строго придерживаться рекомендаций специалиста и следующих правил:
- Регулярно посещать ежедневные тренировки.
- Во время исполнения упражнений соблюдать ритмичность, точность и четкость движений, следить за симметричностью языка.
- В процессе артикуляции обязательно использовать зеркало, чтобы контролировать правильность действий.
- Применять интерактивные материалы, помогающие сделать занятия более интересными для малышей.
- Начинать стоит с наиболее простых упражнений и постепенно их усложнять.
Рекомендуемая продолжительность артикуляционных занятий — минимум 15 минут. Чтобы в скором времени получить желаемый эффект, каждое упражнение необходимо повторять 10 раз.
Для детей важно устранить нарушения артикуляции речи еще до поступления в школу. Тогда они будут с удовольствием учиться, активно общаться со сверстниками и учителями, радовать родителей школьными достижениями. Своевременное использование методик и понимание специалистами нашего Центра всех процессов, которые вызвали отклонения в развитии нервной системы ребенка, позволили создать эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению работы мозга.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также

