Как улучшить артикуляции у детей

В написании статьи участвовал(а)

Кожевников Алексей Вадимович

Реабилитолог, Невролог

Ребенку с выразительной и четкой речью намного проще учиться в первом классе. Внятное произношение звуков не вызывает неловкости, избавляет от появления закомплексованности. Главная задача родителей — помочь малышу изменить речь, чтобы она стала понятной другим. При выраженном нарушении артикуляции у здоровых детей или у детей с неврологическими заболеваниями необходима помощь опытного логопеда-дефектолога. Специалист занимается исправлением серьезных речевых дефектов с использованием артикуляционной гимнастики. Ее требуется выполнять на занятиях с логопедом и в комфортных домашних условиях. В клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» при восстановлении процессов, влияющих на развитие функций мозга ребенка, специалисты работают совместно с врачами, применяя различные активизирующие методики.

Как устроена артикуляция

Для верного произношения звуков нужна работа активных (язык, мягкое небо, губы, язычок, связки) и пассивных (альвеолы, зубы, твердое небо) органов речи. Артикуляционный процесс содержит этапы:

  1. Экскурсия — подготовка речевого аппарата к звукопроизношению.
  2. Выдержка — период произношения звука, при котором голосовые органы сохраняют свое положение.
  3. Рекурсия — завершение звука: органы речи переходят в состояние покоя либо готовятся к следующему звукопроизношению.

Четкость проговаривания звуков во многом зависит от подвижности и разработанности речевого аппарата. Если они недостаточные, у детей возникает расстройство речевой артикуляции. Оно требует регулярных занятий, направленных на тренировку мышц и связок, которые участвуют в звукопроизношении.

Кому нужна артикуляционная гимнастика

Логопеды специально разрабатывают комплексы для улучшения артикуляции у детей. Они показаны при заикании, афазии, дизартрии, алалии и прочих речевых нарушениях. В таких случаях наблюдаются вялая или ускоренная неразборчивая речь, проглатывание слогов, ленивое произношение многих согласных звуков, неправильная интонация.

Индивидуально подобранные для маленьких детей упражнения на артикуляцию помогают сделать связки и мышцы голосового аппарата крепкими и эластичными. В итоге детская речь становится разборчивой.

Нарушение артикуляции у детей из-за неврологических причин — серьезная проблема, требующая комплексного подхода. Поражения центральной нервной системы, эпилепсия, травмы головы и другие заболевания способны значительно влиять на способность ребенка к развитию и использованию языка. Если у малыша наблюдаются подобные проблемы, необходимо обратиться за профессиональной медицинской помощью. Наши специалисты с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему: диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения.

Общие правила и принципы

Для успешного развития артикуляции ребенка и одновременного устранения присутствующих изъянов речи нужно строго придерживаться рекомендации специалиста и следующих правил:

  • регулярно посещать ежедневные тренировки;
  • во время исполнения упражнений соблюдать ритмичность, точность и четкость движений, следить за симметричностью языка;
  • в процессе артикуляции обязательно использовать зеркало, чтобы контролировать правильность действий;
  • применять интерактивные материалы, помогающие сделать занятия более интересными для малышей;
  • начинать стоит с наиболее простых упражнений и постепенно их усложнять.

Рекомендуемая продолжительность артикуляционных занятий — минимум 15 минут. Чтобы в скором времени получить желаемый эффект, каждое упражнение необходимо повторять 10 раз.

Для детей важно устранить нарушения артикуляции речи еще до поступления в школу. Тогда они будут с удовольствием учиться, активно общаться со сверстниками и учителями, радовать родителей школьными достижениями. Своевременное использование методик и понимание специалистами нашего Центра всех процессов, которые вызвали отклонения в развитии нервной системы ребенка, позволили создать эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Сальникова Алла Владимировна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов