Как развивать речь у ребенка

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Развитие речи у детей раннего возраста — ответственный этап взросления. Для целостного становления личности на ранних этапах особенно важно, чтобы малыш овладел речевыми навыками своевременно и в полном объеме. От этого во многом зависит мыслительная деятельность, а также психологическое равновесие. Многим родителям кажется, что специально учить ребенка разговаривать нет необходимости — все формируется «само по себе». Однако это не совсем так. Специалисты нашего Центра знают, какие факторы влияют на развитие речевых навыков, и как помочь ребенку в развитии речи в домашних условиях.

От чего зависит формирование речевых навыков

С первых месяцев жизни важно создавать дома условия, в которых малыш смог бы тренировать навыки коммуникации. Если этого не делать, возникает риск, что кроха не начнет разговаривать вовремя. А это негативно отразится на его развитии в целом. Взрослым необходимо понимать, что влияет на развитие речи ребенка. Навык зависит от огромного количества факторов:

  • наследственности;
  • строения внутренних органов, функционирования систем организма;
  • психического и, безусловно, физического здоровья;
  • окружающей среды (того, как разговаривают вокруг родители, дедушки и бабушки, няни, братья и сестры, а также другие люди, находящиеся с ребенком в постоянном контакте);
  • атмосферы в семье (отношений между взрослыми);
  • количества качественного общения с малышом с рождения;
  • особенностей воспитания.

Следует отметить, что для развития речи ребенка также важны развивающие занятия: различные игры, работа с мелкой моторикой и не только.

Основные этапы речевого развития

Существуют определенные особенности развития речи у детей раннего возраста, а также тех, кто уже достиг дошкольного и школьного периода. Их условно можно разделить на несколько этапов:

  1. Подготовка (или пассивная речь). Длится с самого рождения до одного года. В этот период важно много разговаривать с младенцем — он будет реагировать на звуки и разговор, прислушиваться к интонациям, учиться понимать обращенные к нему слова и предложения.
  2. Ранний автономный этап. Длится с одного года до трех лет. Это как раз то время, когда ребенок начинает произносить свои первые осознанные слова, активно накапливает словарный запас, учится строить короткие фразы и целые предложения. В этом возрасте особенно важно работать над развитием пассивной и активной речи ребенка в постоянном общении, играх, занятиях.
  3. Активный дошкольный этап. Период от трех до шести-семи лет. На этом этапе речь ребенка развивается еще более активно, поскольку заметно увеличивается число людей, с которыми он постоянно контактирует: во дворе, на различных кружках, с воспитателями и сверстниками в детском саду. Обычно в таком возрасте детки разговаривают довольно связно и развернуто. Сама их речь превращается в средство активного знакомства с окружающим миром.
  4. Активный школьный этап. Начинается с шести-семи лет. В нашей статье мы уже не будем его касаться, поскольку он больше относится к развитию письменной речи, литературной, а также освоению базовых правил грамматики, орфографии, стилистики, формированию определенного сленга и пр.

Следует отметить, что родителям стоит задумываться о том, как развить грамотную речь у ребенка, с самого его рождения. Каждый этап играет значимую роль для становления.

Как работать с речевыми навыками в домашних условиях

Что делать, если непонятно, с чего начать развитие речи у ребенка, когда тот еще лежит поперек дивана? С первых дней нужно разговаривать с сыном или дочкой — младенец слышит обращенные к нему слова и интонацию, начинает реагировать на них. Формируется так называемый «накопительный эффект». Постепенно кроха запоминает свое имя, названия окружающих предметов, действий.

Ответ на вопрос, как правильно развивать речь ребенка, во многом зависит от возраста.

С рождения до полугода

Надо взять себе за правило в общении с младенцем постоянно комментировать то, что родитель делает с ним вместе. К примеру, «Наш Ванечка проснулся», «Сейчас мы помоем ручки, теперь личико», «Мы кушаем», «Машенька одевается и поедет гулять» и т. д. Важно помнить, что даже с таким крохой не следует коверкать слова, а произносить их четко и понятно. Пусть карапуз слышит правильные слова, а не набор звуков вокруг. Нужно объяснить другим членам семьи (особенно бабушкам и дедушкам), как дома развивать речь ребенка, и насколько важно не «сюсюкать» в общении с ним.

Хорошая идея — петь малышу песенки: это влияет на понимание чувства ритма и развивает слух. Можно также рассказывать стишки и читать сказки даже младенцам.

С шести месяцев до года

В этот период младенцы произносят свои первые звуки и даже пробуют говорить отдельные слоги. Нужно взять себе за правило реагировать на каждый звук — словом или фразой, повторять за ребенком звуки и дополнять их своими. Возможно, это покажется удивительным, но именно так строятся первые диалоги.

Иногда возникает такой вопрос: как ускорить развитие речи у ребенка? Нужно найти в сети обучающие игры для этого возраста: различные упражнения на координацию и мелкую моторику. В головном мозгу речевые центры тесно связаны с двигательными. Речь развивается тогда, когда «работают» пальцы, ручки, ножки.

Очень важно не забывать знакомить малыша с животными. Для этого ребенку показывают картинки, называют животное, говорят, какой звук оно произносит, предлагают повторить. Кроха с удовольствием включится в такую игру, будет запоминать звуки и названия одновременно.

С одного года до двух лет

Словарный запас малыша на этом этапе из пассивного постепенно переходит в активный. Ребенок начинает говорить первые слова: называть предметы, движения, какие-то обстоятельства. Здесь крайне важно не упустить работу над техникой развития речи у детей.

Нужно знакомить чадо с развивающими книжками с красивыми иллюстрациями и короткими, но увлекательными историями. Очень важно постоянно читать, показывать и называть, что изображено на картинках, обучать цветам, новым предметам, характеристикам (большой — маленький, холодный — горячий, грустный — веселый и т. д.).

А чем еще можно развить речь у ребенка? Во время прогулок стоит говорить обо всем, что происходит вокруг, описывать происходящие события: идет дождь, светит солнце, осень наступила — листья пожелтели, машина едет и многое другое. Речевые навыки формируются в постоянном диалоге!

Чем старше становится малыш, тем больше и быстрее увеличивается его словарный и понятийный запас. Если стало заметно, что по каким-то параметрам речь малыша недостаточно развита для его возраста, лучше не откладывать визит к специалистам. Хороший вариант — обратиться в Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр». Грамотные неврологи и логопеды подскажут, как улучшить речь ребенка, какие занятия вам стоит посетить вместе с ним, на что обратить особое внимание.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Синицин Яков Сергеевич

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов