Интерактивные игры для развития речи


В написании статьи участвовал(а)
Сальникова Алла Владимировна
Абилитолог, Невролог
Игра помогает детям развивать моторику, внимание и мышление. Однако для малышей с нарушениями речи она становится не только развлечением, но и эффективным средством для развития коммуникативных навыков. Интерактивные игры, специально разработанные для таких детей, положительно влияют на улучшение их способности к общению. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на работу мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей, специалистов в области функционального развития, различных активизирующих методик.
Классификация по видам и формам
Интерактивные развивающие игры для детей представляют собой не только увлекательное развлечение, но и эффективный метод привития различных навыков и качеств у малышей. При выборе деятельности специалисты наших клиник учитывают возрастные особенности ребенка, его интересы и потребности.
В зависимости от того, какие навыки и умения необходимо развивать, интерактивные игры можно разделить на несколько категорий, предназначенных для развития:
- мелкой моторики рук — раскрашивание, создание аппликаций из бумаги и картона, конструирование и другие подобные активности;
- логики и мышления — головоломки, лабиринты, логические задачи на сборку картинок;
речи и лексики — игры со словами, составление предложений, ассоциации, отгадывание загадок; - творческого мышления и воображения — рисование, создание коллажей, изготовление поделок из природных и художественных материалов и т. д.;
- математических навыков — загадки на счет, головоломки с цифрами.
Выбор формы развивающих игр зависит от возрастных особенностей малыша, его интересов и целей. Занятия подготавливаются так, чтобы вызывать у него интерес и восторг, поскольку тогда он будет активно вовлечен в процесс и получит максимум пользы от занятий.
Какие задачи решаются
Целью интерактивных игр является создание стимулирующей и образовательной среды, которая способствует формированию различных навыков и умений у детей. В их основе — разнообразные задания и задачи, разработанные с учетом возрастных особенностей и потребностей детей.
Специалисты Центра «НейроСпектр» активно применяют в работе с детьми несколько популярных тем интерактивных игр:
- «Матрешка» (подбираются несколько матрешек разного размера и цвета, а малыша просят поочередно называть цвет каждой из матрешек, помещать их в правильном порядке и рассказывать, какая из них находится внутри другой.) — улучшает сенсорное восприятие, расширяет словарный запас, помогает осознавать взаимосвязь между предметами.
- «Найди предмет» (детей просят найти определенный предмет на картине) — учит называть предметы и задавать вопросы, развивает их внимание.
- «Что изменилось?» (обучающемуся показывают картинку, а затем изменяют ее незаметно, а ему предлагается найти в ней все изменения и описать их) — улучшает наблюдательность, вырабатывает навык описания и сравнения.
Еще одной популярной формой интерактивных игр являются квесты с последовательными заданиями или загадками, выполнение которых позволяет детям продвигаться дальше по сюжету. Квесты развивают логику, творческое мышление, стремление сотрудничать и активно взаимодействовать с окружающими.
Малыши с нарушениями речи не только учатся правильно называть предметы, но и описывать их, задавать сопутствующие вопросы, использовать образные средства речи. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также

