Этапы развития речи ребенка с 0 до 6 лет


В написании статьи участвовал(а)
Гороховский Евгений Александрович
Абилитолог, Невролог
Нарушения на любом этапе развития речи у детей требуют пристального внимания и работы со специалистами. Игнорирование дефектов может сказаться на качестве социализации, обучения и профессиональной деятельности во взрослой жизни. Чтобы понимать, на что именно обратить внимание, родителям нужно ознакомиться с тем, когда и какие изменения должны происходить при правильном формировании речевого аппарата. Убедиться в соответствии норме или исправить возможные проблемы помогут специалисты Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр».
Онтогенез речи
Речь на протяжении первых шести лет жизни человека развивается очень интенсивно. От кряхтения и крика, при помощи которых младенец выражает весь спектр доступных ему эмоций, до связного, осмысленного разговора с интонационной окраской.
Развитие ребенка от рождения до шести лет охватывает несколько периодов, для которых характерны заметные качественные изменения в произношении, построении предложений и разговора. Специалисты выделяют такие основные этапы развития речи у детей:
- Первая голосовая реакция новорожденных — крик. Затем с формированием голосового аппарата идет подготовка к звукопроизношению и к 2–3 месяцам появляется гуление.
- Постепенно усложняясь, гуление переходит в лепет — простейшее сочетание губных и заднеязычных согласных с гласными (ба, ма, на).
- Первые слова дети начинают произносить с 8–11 месяцев, активно пытаясь повторить их за близкими окружающими.
- К двум годам, когда ребенок начинает много говорить предложениями из нескольких (от двух-трех) слов, осваивается произношение мягких звуков.
- В три года среди активных слов должно присутствовать местоимение «я» и падежные окончания.
- В период с трех до четырех лет формируется монолог, диалог, правильно формулируются вопросительные предложения. Дети этого возраста способны рассказать короткое стихотворение, небольшой рассказ. К концу этого этапа фонематическое восприятие должно быть развито, присутствует способность различать звуки, их правильное и неправильное произношение. При этом могут правильно произноситься не все звуки, например, [р].
- К пяти годам формируются наиболее сложные в произношении звуки — [ш], [щ], [л], [р]. Активный словарный запас превышает 2 тыс. слов.
К семилетнему возрасту все этапы развития речи дошкольника в норме должны быть пройдены. Звуки должны быть уже хорошо поставлены, речь связная, с правильным логическим построением.
Как определить задержку речевого развития
Родителям бывает сложно, привыкнув к речи своего ребенка, заметить отставание и возможные дефекты произношения. Важно отследить своевременный переход на более сложный уровень произношения, построения фраз и разговора. В этом поможет знание основных этапов развития речи.
У детей качественные изменения в развитии речи могут происходить в разное время. Если ребенок отстает от нормы более чем на два-три месяца, стоит обратиться к логопеду. Чтобы быть уверенным в отсутствии проблем, можно ежегодно консультироваться с врачом-логопедом.
Опытные специалисты нашего Центра смогут точно определить, соответствует ли речь ребенка норме для его возраста. При необходимости будет проведена диагностика и предложена программа занятий для надежной коррекции нарушений, работа с профильными врачами и медицинская поддержка. Своевременно оказанная помощь позволит быстро и с минимальными для семьи усилиями восстановить правильную речь, хорошее качество которой важно для общения и обучения.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также

