Что такое дислалия у детей

В написании статьи участвовал(а)

Синицин Яков Сергеевич

Реабилитолог, Невролог

Что такое дислалия, общеизвестно, просто не все знакомы с этим термином. Это речевые нарушения, не связанные с расстройствами слуха и патологиями нервной системы, так называемые дефекты дикции, которые чаще всего бывают у маленьких детей. Заболевание вызывает трудности с общением, может служить причиной развития комплекса неполноценности, отставания в учебе. Кроме того, с этим отклонением можно перепутать более серьезные патологии, требующие безотлагательного лечения. Поэтому родителям детей, имеющих проблемы с речью, следует обратиться к специалистам по речевой неврологии.

В нашем Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» работают лучшие неврологи и логопеды, которые успешно лечат и корректируют даже самые непростые случаи нарушений речи.

Формы дислалии

Классификация дислалии проводится по виду отклонений в произношении, а также по механизму их возникновения.

По виду отклонений в произношении выделяют следующие формы дислалии:

  • мономорфную, когда заменяются сходные по артикуляции звуки одной группы, например, Ч-Ш-Ж, Ц-С-З;
  • полиморфную, выражающуюся в замене звуков из двух или нескольких групп.

В логопедии искажение каждого звука имеет свое название.

По механизму появления речевых нарушений дислалия разделяется на:

  1. Возрастную (физиологическую), вызванную недоразвитостью органов артикуляции. После принятия мер по профилактике дислалии у детей данная патология исчезает сама после достижения пятилетнего возраста.
  2. Механическую (органическую), причиной которой являются отклонения в анатомии артикуляционного аппарата.
  3. Функциональную, возникающую без каких-либо нарушений в анатомическом строении и функционировании ЦНС.

Диагностика речевых расстройств позволяет установить форму данной патологии и составить план индивидуальных занятий для постановки правильной речи.

Причины

Причинами функциональной дислалии могут быть как хронические болезни, приводящие к ослаблению органов артикуляции (частые ОРЗ, проблемы с ЖКТ), так и социальные факторы:

  • двуязычие в окружении;
  • плохое развитие фонематического слуха;
  • недостаток внимания в семье;
  • проблемы с дикцией у членов семьи, которым малыш подражает.

Бывает, что все эти факторы отсутствуют, но малыш все равно выбирает неверную артикуляцию.

Механическая (органическая) форма дислалии может возникнуть из-за:

  • наследственных факторов, вызывающих отклонения в анатомии: неправильный (собачий) прикус, большие промежутки между зубами и т. п.;
  • пороков органов артикуляции, которые сформировались во время внутриутробного развития;
  • дефектов в строении артикуляционного аппарата, приобретенных во время родов и в продолжение дальнейшей жизни из-за травм и болезней.

Функциональная форма нарушений звуковоспроизведения обычно легче поддается корректировке, чем органическая.

Диагностика

Обычно симптомы дислалии, заключающиеся в замене правильных звуков неправильными, легко выявляются и не оставляют сомнений в диагнозе. Это нарушение не сопутствует другим речевым расстройствам, поэтому дифференциальная диагностика дислалии для специалистов не представляет трудностей.

А вот родители могут принять за данную патологию у ребенка более тяжелое расстройство, связанное с нарушением проводимости нервных импульсов, — дизартрию. Поэтому любые отклонения в речи детей должны служить поводом для визита к логопеду. Специалисты нашего Центра проведут диагностику и при выявлении более сложных расстройств речи направят пациента к речевому неврологу. Чем раньше это сделать, тем лучших результатов лечения можно достичь.

Лечение

Функциональная форма данной патологии лечится путем систематических занятий с логопедом, близкими родственниками. Домашние упражнения под контролем взрослых помогают закрепить правильное произношение и довести его до автоматизма. Если уделять домашним занятиям достаточно времени, то исправить дефекты речи можно в течение одного месяца.

При органической форме дислалии помимо занятий с логопедом и родителями иногда необходима консультация стоматолога, специалиста по челюстно-лицевой хирургии. Если наблюдаются расстройства внимания, памяти, то к лечебному процессу привлекается нейропсихолог.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Синицин Яков Сергеевич

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

flo
Записаться
отзывы наших пациентов